Парковка во дворе многоквартирного дома закон. Во дворах домов жителям запретили ставить машины

Количество автомобилей на российских дорогах растет год от года, а парковочных мест от этого больше не становиться. Особенно страдают жители домов старой постройки, где архитектурно не были предусмотрены автопарковки. Поэтому особое значение имеют правила парковки во дворах жилых домов, грамотное применение которых облегчает жизнь не только автовладельцев, но и всех жильцов дома.

Почему необходимы правила парковки

Необходимость законодательного регулирования правил парковки во дворах жилых домов обусловлена рядом факторов. Среди них можно выделить несколько:

  1. Препятствие проезду. Стараясь поставить машину ближе к подъезду, автомобилисты нарушают все возможные правила. Машины паркуются криво, залезая на проезжую часть. Эти торчащие авто мешают нормальному проезду крупной спецтехники: мусоровозам, грейдерам для очистки снега, каретам скорой помощи, пожарным машинам. Последствия таких действий могут быть печальными.
  2. Снижение функциональности придомовой территории. Все свободные площади снаружи многоквартирных жилых домов предназначены для использования в определенных целях. Какие-то участки являются клумбами, тротуарами или газонами. Другие отведены под детские или спортивные площадки. Если эти территории заняты автомобилями, нарушаются права других жильцов дома, разносится грязь по двору, портится его эстетический вид, что рано или поздно приведет конфликту.
  3. Споры и драки за парковочные места. Желая поставить машину удобно для себя, современный человек отбрасывает цивилизованность и готов кулаками и криками защищать место парковки. Нередки случаи, когда автовладельцы затевали драки, нецензурно ругались, портили имущество друг друга и т.д. Результатом подобных выходок может стать привод в полицию, административное или уголовное наказание.

Законы о парковке

Роль основного регулирования правил парковок во дворах жилых домов исполняют несколько законодательных и нормативных актов:

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74. Определяет нормы расположения парковок на удалении от окон жилого дома. Расстояние варьируется от 10 до 50 м в зависимости от количества машино-мест.
  2. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения». Определяет, какие действия водителей запрещены в жилой зоне. К таковым отнесены сквозное движение, учебная езда, стоянки с работающим двигателем, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.

Кроме того, в Государственную думу постоянно вносятся законодательные инициативы, связанные с улучшением ситуации с парковками. Например, законопроект от одной из партий предусматривает:

  • предоставление определенного числа машино-мест в зависимости от размера общей площади квартиры;
  • строительство специальной гостевой парковки, количество мест которой будет определяться исходя из общей численности жильцов в многоквартирном доме.

Важно! Подобные инициативы касаются новостроек и строящегося жилья. Для жителей домов старой постройки возможно использование платных парковок, которые в ночное время для местных жителей будут бесплатными.


Административное наказание

Кроме того, что неправильно припаркованный автомобиль может стать жертвой разгневанных соседей, автовладельцу может быть выписан административный штраф за парковку возле дома:

  1. Закрытие проезда другим транспортным средствам (ст. 12.19 ч. 4 КоАП) – 2000 рублей.
  2. Автомобиль, припаркованный на тротуаре в зоне, где отсутствуют специальные разрешающие таблички, знаки (п. 3 ст. 12.19 КоАП) – 1000 руб.
  3. Установка заграждения парковочного места – 5000 рублей.
  4. Парковка машины на расстоянии ближе5 м от мусорных баков, расположенных во дворе жилого дома – 5000 руб.

Полезно! Региональное законодательство в отличие от Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штрафы за стоянку на газонах. В городах федерального значения сумма наказания может варьироваться от 3000 до 5000 рублей.

Как бороться с правонарушителями

Автохамы, которые ставят свои машины в неположенных местах, серьезно портят жизнь остальным жильцам многоквартирных домов. Соседи борются с такими индивидами разными способами:

  1. Облитие автомобиля разными жидкостями (краска, кефир, клеи и т.д.).
  2. Размещение специальных наклеек на лобовое стекло или другие части машины.
  3. Преграждение пути выезда разными способами (приковывание цепями, парковка других автомобилей, препятствующих выезду и т.д.).
  4. Физическое воздействие на автовладельца.

Важно понимать, что подобные способы борьбы незаконны и грозят административной или уголовной ответственностью самим борцам за справедливость. Поэтому нужно применять законные варианты наказания нарушителей:

  1. Фиксировать правонарушение с помощью подручных средств видео или фотосъемки (мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры).
  2. Передача материалов в ближайшее отделение ГИБДД.

В последнее время появилось множество сайтов от правозащитников, где неравнодушные граждане могут выкладывать подтверждения нарушения правил парковки машины возле дома. Главное, чтобы на фото или видео было четко зафиксировано:

  • государственный номер автомобиля;
  • дата съемки;
  • само правонарушение.

Кроме ГИБДД, материалы, на которых зафиксировано правонарушение, можно передавать в следующие инстанции:

  • пожарную инспекцию;
  • экологическую службу населенного города;
  • инженерная служба района/города.

Нехватка парковочных мест постепенно становится серьезной социальной проблемой. Для ее решения недостаточно только соблюдения правил парковки. Необходимо использовать законодательный ресурс для расширения автомобильной инфраструктуры, а также решения вопросов с платными стоянками возле жилых домов.

Нельзя оставить машину во дворе жилого дома, если не соблюдать определенные нормы, установленные КоАП и региональным законодательством. Их нарушение приведет к неблагоприятным последствиям, и не только к штрафам и эвакуации. Соседи, недовольные местом остановки, могут повредить автомобиль. Соблюдение правил парковки на придомовой территории многоквартирного дома существенно снизит расходы автовладельца.

Конфликты, возникающие между собственниками квартир в жилых домах, борющихся за парковочное место, разрешаются только ужесточением нормативных актов, регулирующих требования к стоянкам. Жильцы, оставляющие машину во дворе, должны знать, что есть места, на которых автомобиль не может оказаться ни в коем случае.

Это те проезды и территории, где:

  • должен быть оставлен проезд для мусоровозов, машин скорой помощи и МЧС, иных аварийных служб;
  • находятся детские площадки, выхлопы из автомобилей мешают малышам и вредят их здоровью, а сами дети в игре могут повредить транспортное средство;
  • размещены газоны. Наказание за нахождение автомобиля на них обычно предусмотрено региональными нормативными актами.

Помимо ПДД и местного законодательства многие правила парковки около дома, во дворах регламентируются санитарными нормами. Так, они определяют, на каком расстоянии от окон домов должны располагаться авто, размещать их впритык к стене запрещено. Так, если планировкой двора предусмотрено менее 10 машиномест, до окон расстояние должно составлять не менее 10 м, если 10-50, то потребуется выделить 15 м. Если во дворе умещается 50-100 ТС – требуется 50 м.

Эти нормы практически никогда не соблюдаются. Очень часто можно видеть автомобили, стоящие рядом с окнами квартир, особенно в домах со старой планировкой двора, где не создан газон у подъезда.

Нормы КоАП

Существенный перечень нарушений можно найти в ст. 12.28 КоАП, которая регулирует соблюдение требований к движению для пешеходной зоны. Они не относятся напрямую к парковке, но оно также будут строго наказаны. Это запреты:

  • на сквозной проезд;
  • учебную езду;
  • стоянку с не заглушенным двигателем;
  • проезд и остановку машин с разрешенной массой более 3,5 тонн.

Важно: При выявлении любого такого правонарушения его требуется зафиксировать и сообщить о нем в ГИБДД, так как оно создает существенные неудобства для жителей многоквартирного дома.

Условия эвакуации

Грубое нарушение ПДД приведет к тому, что автомобиль будет задержан и отправлен на штрафную стоянку. Это вынудит автовладельца дополнительно оплатить:

  • стоимость трансортировки, в различных регионах она составит существенную сумму от 2 до 5 тысяч рублей, владельцам большегрузного транспорта она обойдется еще дороже;
  • тарифы на оплату услуг штрафстоянки, которая рассчитывается за час или за сутки, в зависимости от региона;
  • стоимость погрузки, если далось договориться и снять машину с эвакуатора.

При этом авто нельзя будет забрать, если у водители накопились неоплаченные штрафы. Они иногда составляют существенную сумму, и общий бюджет нарушения становится таким, что владелец предпочтет просто забыть получить автомобиль со стоянки. Если услуги парковки можно оплачивать в течение 30 дней, то без зачисления в бюджет сумм задолженностей разрешение забрать ее не будет предоставлено. Остановить эвакуацию можно, если оперативно переставить автомобиль в положенное место, при этом штраф все равно будет выписан.

На заметку: Предотвратить транспортировку получится только до того момента, когда ТС будет погружено на эвакуатор.

Штрафы

Нарушение правил парковки автомобиля во дворах жилых домов приведет к существенным штрафам. Если транспортное средство оставлено на газоне, то размер наказания будет определен местным законом. Например, в Санкт-Петербурге за это нарушение придется заплатить 3-5 тысяч рублей. Сообщат о том, что водитель встал неправильно, скорее всего, соседи, они же вышлют в парковочные службы фотографию или видеозапись, которая позволит установить регистрационный номер нарушителя.

Сообщить о такой парковке транспортного средства придется в ГИБДД или в компетентные службы города. ПДД по факту разрешает оставлять транспортное средство или на парковке или в специально отведенных для этого в дворе и выделенных разметкой местах, так что найти факт нарушения городским службам будет несложно.

Нельзя оставлять машину и на тротуарах во дворе, даже передними или боковыми колесами, это требование не будет действовать, если присутствует разрешающий знак. За нарушение нормы штраф составит 1 тысячу рублей, а в обеих столицах придется заплатить 3 тысячи. Окажется неприятной неожиданностью и запрет ставить авто ближе чем в 10 метрах от тех дверей магазина, находящегося на первом этаже многоквартирного дома, через которые происходит разгрузка товара. Оно может мешать проезду и штраф не замедлит себя ждать.

Тонкости и нюансы

Правила парковки возле дома зависят от наличия резидентного разрешения, которое выдается в крупных городах. Если оно предусмотрено, то остановка во дворе без него приведет к штрафу до 5000 рублей (в Москве). При этом его наличие позволит беспрепятственно оставлять транспортное средство во дворе всего за 3 тысячи руб. в год в любое время, при условии соблюдения правил парковки.

Если гражданин установил автомашину так, что она заблокировала возможность проезда другим автомобилям, это окажется нарушением правил остановки и стоянки. Штраф составит 2-3 тысячи рублей.

Внимание: Иногда владелец оставляет номер телефона под стеклом, ему можно позвонить и он оперативно переставит автомобиль.

Нарушение правил парковки во дворе жилого дома причиняет существенные неудобства его жителям. Нужно быть готовым к тому, что о них будет незамедлительно сообщено в ГИБДД или парковочные службы и машина будет эвакуирована.

Верховный суд РФ принял интересное решение, прочитав материалы дела жительницы многоквартирного кооперативного дома, которой соседи запретили парковать во дворе ее личную машину.

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что - дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому - нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так:"за нарушение правил парковки и правил въезда". А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что "доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев". Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ - нет. По его мнению, вывод коллег "не соответствует требованиям закона".

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) - человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать "устранения нарушений своих прав".

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод - собственнику квартиры в доме принадлежит "безусловное и неотчуждаемое" право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному - "любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено".

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола - исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор - до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о "наложении каких-либо ограничений права" истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит "безусловное и неотчуждаемое" право на пользование общим имуществом в доме. В том числе - местом для парковки

Еще один любопытный момент - право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан - это решение гражданско-правового сообщества, то есть "определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения". Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений. 

В СМИ активно обсуждают, что Верховный cуд запретил парковку для «коммерческого транспорта» во дворах в 2020 году. «Зеленоград.ру» изучил нормативные акты и узнал, так ли это на самом деле, кому действительно нельзя будет парковаться во дворах жилых домов и что будет за нарушение.

Почему этим вопросом занимается Верховный суд?

В 2018 году гражданин Тепленичев Р.С. подал иск в Верховный суд, чтобы оспорить санитарные правила организации парковок во дворе. Жильцы постоянно оставляли свои автомобили около детских площадок, мешали мамам с колясками и шумно прогревали двигатели по утрам. Согласно п. 2.3 и 2.10 санитарных норм во дворах можно организовать только гостевую автостоянку, но не постоянную.

Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал Тепленичеву. Суд счел, что гостевые парковки возле дома не нарушают законы о санитарном благополучии , охране окружающей среды и противодействии терроризму . А доказательств, что жильцы используют их на постоянной основе - нет.

Верховный суд ничего не запрещал и не собирается. Он просто разъяснил существующие правила парковки во дворах в связи с несколькими подобными обращениями. Запретить парковку для коммерческих транспортных средств собирается Министерство транспорта.

Что запрещают?

С 1 января 2020 года начнет действовать приказ Минтранса России №199 о парковках для коммерческих перевозчиков, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Изменения будут актуальны в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

В приказе прописаны особенности технической организации парковочных зон. Также не допускается создание парковок для перечисленных категорий транспорта во дворах. Штрафы и санкции не указаны.

Понятие «парковка» в данном случае - это специальное место, где водитель может оставить машину после окончания смены или возвращения из рейса. То есть остановиться для разгрузки товара или ожидания пассажиров по-прежнему будет можно.

Стоит также обратить внимание, что приказ запрещает создание парковок. Значит ли это, что на эксплуатацию существующих парковок этот приказ не распространяется, не ясно.

Кому запрещают?

В законодательстве нет определения «коммерческий транспорт». Сюда можно отнести: фургоны, спецтехнику, автобусы, самосвалы, такси, каршеринг и так далее. По сути, это любой вид транспорта, который используется в предпринимательской деятельности (то есть с целью получения прибыли). Какие именно транспортные средства относятся к категории «коммерческого транспорта», из приказа не ясно.

Формулировка документа довольно расплывчатая, но из названия вытекают условия, при которых нельзя оставлять автомобиль во дворах. Парковка не допускается для транспортных средств, для которых выполняется одновременно два пункта:

  1. Принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
  2. Перевозит пассажиров/грузы в качестве коммерческой услуги или для собственных нужд

Частные случаи и исключения не рассматриваются в документе. Кто и как будет проверять, занимается ли конкретный автомобиль перевозками - неизвестно. Впрочем, перечень транспортных средств, которых касается новый приказ, сформулирован таким образом, что под него подпадает любой автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вне зависимости от того, как он используется.

Кто будет следить за исполнением?

В Москве есть мобильное приложение «Помощник Москвы ». Оно позволяет гражданам фиксировать нарушения на видеокамеру и отправлять на рассмотрение в ГИБДД. Инспекторы используют видеозаписи для выписывания штрафов нарушителям. Впрочем, сейчас его работа приостановлена из-за решения Верховного Суда. Ожидается, что департамент транспорта Москвы перенастроит «Помощника» и им снова можно будет пользоваться.

Кроме того, планируется внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (), чтобы появилась возможность наказывать нарушителей без составления протокола, если граждане снимут нарушение на камеру. Неправильная парковка во дворе, в том числе коммерческого транспорта, считается нарушением. В февраля соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.

Что ждет нарушителей?

В официальном документе нет информации о санкциях за парковку во дворах для коммерческого транспорта. Непонятно даже, что это будет - только штраф или ещё эвакуация.

Таким образом, хотя запрет на парковку во дворах для машин индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет актуален с 1 января 2020 года, пока не ясно, кем и как он будет контролироваться.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Истина, с которой не поспоришь.
Но знающие люди говорят, что лучше узнать человека можно по тому, как он паркуется.

Где разрешена и где запрещена парковка? Шпаргалка.

Правила парковки

Можно парковаться Нельзя парковаться
За 5 метров до пешеходного перехода Ближе, чем за 5 метров до пешеходного перехода
За 5 метров от края пересекаемой проезжей части В тех местах, где остановка или стоянка перекроет для других водителей сигналы светофора
За 15 метров от остановок общественного транспорта Ближе, чем за 15 метров от остановок общественного транспорта
За 50 метров от железнодорожного переезда Ближе, чем за 50 метров от железнодорожного переезда
В один ряд параллельно краю проезжей части На железнодорожных переездах и в тоннелях
Длительная стоянка в тех местах, которые обозначены знаками 7.10 и 7.11 В тех местах, которые обозначены знаками 3.27 и 3.28
Стоянка на краю тротуара при наличии знака 6.4 и одной из специальных табличек На проезжей части, если видимость ограничена
У самого края проезжей части или на обочине, если отсутствуют запрещающие знаки На пересечении проезжих частей
В два ряда у края проезжей части, если у вас двухколесное транспортное средство На трамвайных путях
По четным и нечетным числам месяца при наличии соответствующих дорожных знаков 3.29 и 3.30 По четным и нечетным числам месяца при наличии запрещающих дорожных знаков 3.29 или 3.30
Вне населенных пунктов на тех участках, которые обозначены знаком 2.1

Вообще парковочная проблематика для России очень популярна, ведь подчас ездить на автомобиле не намного дешевле, чем припарковать ее. А если серьезно, то парковка машины на первый взгляд кажется плевым делом, однако все обстоит несколько сложнее. Во-первых, стоянку транспортного средства четко регулируют Правила дорожного движения. Во-вторых, в разных городах и регионах могут быть свои нюансы парковки. И, в-третьих, существуют негласные правила, не соблюдать которые - значит, не уважать ни себя, ни коллег-автомобилистов, ни пешеходов, ни правоохранителей, ни даже того кота, который привык греться на том месте, под которым проложена теплотрасса.

Штрафы за неправильную парковку

Статья Штраф для регионов Штраф для Москвы и Петербурга
12.19 ч. 1 Нарушение правил остановки или стоянки ТС, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 КоАП и частями 2 - 6 настоящей статьи Предупреждение или штраф 500 руб. 2500 руб.
12.19 ч. 2 Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов от 3000 до 5000 руб.
12.19 ч. 3 Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи 1000 руб. 3000 руб.
12.19 ч. 3.1 Остановка или стоянка ТС в местах остановки маршрутных ТС или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи 1000 руб. 3000 руб.
12.19 ч.3.2 Остановка или стоянка ТС на трамвайных путях либо остановка или стоянка ТС далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи 1500 руб. 3000 руб.
12.19 ч. 4 Нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС, а равно остановка или стоянка ТС в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи 2000 руб. 3000 руб.
задержание транспортного средства
12.19 ч. 5 Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге 2500 руб.
12.19 ч. 6 Нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге 3000 руб.

Увы, Москва не может похвастать таким парковочным порядком

Фото masterok.livejournal.com

Запомните простую аксиому — не обязан уметь парковать свое транспортное средство лишь водитель танка. Для всех остальных в ПДД прописаны правила парковки.

Остановка или стоянка?

Подчиняясь моде на западную терминологию и вездесущие англицизмы, мы не будем отказываться от такого понятия, как «парковка». Но в нашей законодательной базе фигурирует другой термин — «стоянка» . И если водители давно разобрались с тем, чем различаются «осмотр» и «досмотр» транспортного средства, то с определением «стоянки» и «остановки» у них довольно часто возникают трудности.

Остановка - это пауза хода, стоянка — это остановка на 5 и более минут.

Фото mashinapro.ru

Итак, остановка — это, говоря простым языком, прекращение движения продолжительностью не более 5 минут.
Впрочем, правила не ограничивают водителей пятью минутами, если этого времени им не хватает для высадки/посадки пассажиров или загрузки/выгрузки. А вот если транспортное средство стоит более 5 минут, и это никак не связано ни с пассажирами, ни с грузами, то это уже стоянка.

Правила парковки для всех и каждого

Сначала разберемся с тем, почему же все-таки следует парковаться правильно. Довольно часто водители-новички и опытные «крутилы руля» считают, что не так уж и важно, где припаркована машина. Но, правильно припарковав свое транспортное средство, вы, во-первых, снизите свои шансы на встречу и общение со всеми нами любимыми инспекторами ДПС и такой неприятности, как штраф.

Кто-то паркуется, как хочет...

Фото huffpost.com

Во-вторых, грамотная парковка защитит ваш автомобиль от неприятностей, как то ДТП без движения или механические повреждения, нанесенные особо недовольными пешеходами, отстаивающими свои права с использованием радикальных методов.

А кто-то - как может.

Фото drive2.ru

Кстати, о ДТП.

Если ваш автомобиль был припаркован не по правилам и стал участником дорожно-транспортного происшествия, то вся вина и административная ответственность неизбежно и автоматически ложится именно на вас.

Где можно парковаться?

В действующих Правил дорожного движения говорится о том, где можно парковаться, а где этого делать нельзя. Из пункта 12.1 можно узнать, что организовывать стоянку можно на обочине справа от дороги или у края проезжей части. Если вам все же хочется припарковаться слева, то это можно делать лишь на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону и без трамвайных путей.

Именно нарушение правил стоянки — причина сложностей с парковкой в Москве

Фото auto.vesti.ru

А вот о союзе припаркованного автомобиля и тротуара говорится в разделе 12.2. Если вы передвигаетесь на велосипеде, мопеде, мотоцикле и легковом автомобиле, тогда у вас есть полное право припарковать свое транспортное средство в местах, которые обозначены знаком парковки…


… и одной из нижеуказанных табличек (вот вам и ответ на часто задаваемый вопрос - можно ли парковаться на тротуаре).

Во всех остальных случаях парковаться придется на свой страх и риск. И, конечно же, совесть.

Где нельзя парковаться

Как бы мы ни относились к запрещающим знакам, игнорировать их зачастую себе дороже.
Стоянка запрещена, если на горизонте маячит следующий знак.


Действие знака «Стоянка запрещена» распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта.

При этом на улицах российских городов можно наблюдать и вариации данного знака.


Стоянка запрещена по нечетным числам месяца


Стоянка запрещена по четным числам месяца


Но есть и более общие правила.
Например, вы ни при каких обстоятельствах не сможете законно припарковать на тротуаре свой автомобиль, если он грузовой. Кроме того, стоянка запрещена и в тех местах, где не разрешена остановка, что вполне логично.

Также парковать транспортное средство нельзя на той проезжей части вне населенного пункта, которая обозначена знаком «Главная дорога».


Не стоит забывать и о том, что строго запрещено организовывать стоянку ближе 50 метров от железнодорожных переездов.

Интересно

Знак «Пешеходная дорожка» запрещает автомобилям движение, а вот о стоянке на дорожке для пешеходов и велосипедистов ничего не сказано. Да, штраф в размере 2 тыс. руб. придется заплатить, потому как попасть на запретную территорию без движения невозможно. Однако, согласно КоАП, эвакуировать ваш автомобиль на штрафплощадку с пешеходной дорожки у ГАИ нет никакого права. Многие москвичи, те, у которых денег побольше, пользуются такой недоработкой Кодекса, и привычно паркуют свои четырехколесные «лошадки» на дорожках, предназначенных для «двуногих».

Сколько стоит незаконная парковка?

Муниципальные власти постоянно увеличивают штрафные санкции за стоянку там, где парковка запрещена. При этом существует определенная градация штрафов в зависимости от региона или города. К примеру, в Москве и Питере штрафные суммы больше, чем в других российских городах.

Правила парковки во дворах: хорошо там, где нас нет

Следует признать тот факт, что правила парковки во дворах и на придомовых территориях до сих пор так никто однозначно и не определил на законодательном уровне. А стоило бы, потому как, например, московские дворы все больше напоминают зону высокого напряжения, которое возникает между жильцами. Однако есть свод общих правил, соблюдать которые обязан любой водитель.

Строго запрещено ставить автомобиль на газонах. Положение о «зеленых зонах» не прописано в ПДД, но такая парковка нарушает другой свод правил - правила благоустройства города. Кроме того, нельзя заграждать проезд, затрудняющий движение других транспортных средств и пешеходов. Также зоной табу для владельцев автомобилей являются тротуары во дворах.

Подчас во дворах творится "парковочная несусветица"

Фото zyalt.livejournal.com

Если говорить о каких-то четких предписаниях, то парковка автомобиля запрещена ближе 10 метров от дверей, будь то двери магазина или подъезда, а также не ближе, чем 5 метров от мусорных контейнеров.

В Лондоне автовладелец может купить право парковки рядом с домом или во дворе за 100 фунтов в год. За все другие парковочные места лондонцы платят ежечасно 4 фунта стерлингов и могут оставаться на этом месте не более четырех часов.

Касательно других запретов, то во дворах нельзя ставить на стоянку автомобиль с работающим двигателем. Помните — не более 4 минут 59 секунд. Над этим правилом стоит задуматься автомобилистам, которые прогревают двигатель перед выездом в зимние месяцы.

И, конечно же, полностью дискриминированы в отношении дворовой стоянки грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой больше 3,5 тонн.

Правила парковки в Москве

Город может считаться тем, который вышел на самый высокий уровень автомобилизации, в случае, если на 1 тыс. жителей приходится от 300 до 400 автомобилей. В 2013 году Москва в списке самых автомобилизированных городов заняла второе место — 380 машин на «килодушу» населения. Отсюда вам и 127 часов в год, которые московский водитель тратит на борьбу с пробками.

Бесплатная парковка - для Москвы это роскошь

Фото auto.mail.ru

Так вот. Как только город достигает высокого уровня автомобилизации, он автоматически отказывается от регламента «free parking». Это ответ на вопрос, почему парковка в Москве стала платной. Нельзя забывать об удобстве пешеходов, приоритете общественного транспорта и движущихся автомобилей. Припаркованные авто, которые просто занимают общественное пространство, находятся в самом низу приоритетной таблицы. Иными словами, хочешь стоять - плати. Именно об этом и говорится на страницах проекта, который призван справиться с проблемой «хаотичного паркования» на столичных улицах.

Правила парковки в центре Москвы до банальности просты — автомобиль можно оставлять везде, где это не запрещают правила или соответствующие дорожные знаки. Если вы не будете следовать этой норме, то обязательно пополните статистику эвакуированных за неправильную парковку авто — около 1300 рублей в сутки.

Оплатить стоянку можно через паркомат

Фото torange.ru

Большинство торговых центров в Москве предоставляют бесплатные парковочные места, но есть и такие (они расположены внутри Третьего транспортного кольца), на которых бесплатными являются лишь первые часы стоянки. Есть и свои маленькие парковочные хитрости: на парковке гостиницы «Москва» можно оставить свой автомобиль в том случае, если вы купите хоть что-нибудь в одном из многочисленных местных бутиков.

Тонкости вопроса

Вы ни при каких обстоятельствах не имеете права утаптывать шинами своего авто траву на газоне. Вот, правда, сумма административного штрафа за это везде разная, потому что устанавливаются эти штрафы органами местного самоуправления.

Если вы поставили свой автомобиль на стоянку, но при этом лишь немного заехали на бордюрный камень, то правоохранители однозначно расценят это как полноценную парковку на тротуаре. За удобство одного колеса - штраф и эвакуация «стальной лошадки» на «штрафконюшню».

Представьте себе, что вы оставили машину на тротуаре. Согласно действующему законодательству, за нарушение правил стоянки или остановки на тротуаре, которое повлекло создание препятствий для движения пешеходов, вас могут оштрафовать на две минимальных зарплаты. Но факт создания препятствий еще нужно доказать. А нет факта, нет и состава правонарушения. Однако во главе угла всех подобных ситуаций должно стоять законопослушание.

Сегодня гаишники применяют приборы под названием «Паркон», которые самостоятельно выявляют и фиксируют нарушения правил парковки. После этого водители получают «письма счастья». Так что не полагайтесь на волю случая и остерегайтесь новомодных гаджетов, которыми вооружены правоохранители.

Хочешь узнать какой человек — посмотри как он паркует машину!

Фото fedpress.ru

Чтобы не терять деньги (штрафы, оплата эвакуации и хранение на штрафстоянке), время и нервные клетки, постарайтесь поладить с этой капризной дамой, имя которой «Парковка». Вспомните о терпении легендарного Ноя, который на своем ковчеге, битком набитом пассажирами, искал парковку, пока не нашел ее у величественного Арарата. Уважайте закон, пешеходов и своих коллег водителей, и вам всегда найдется парковочное место под солнцем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: