Какой транспорт считается не экологичным. Новые требования экологического класса для автобусов и грузовиков

Как будущие электрички очистят воздух города и зачем Москва тратится на зарядные станции для редких электромобилей? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ .

АиФ.ru: Константин, недавно вы участвовали в круглом столе по экологии, проведенном кандидатом в мэры Сергеем Собяниным. Это было подведение итогов последних лет или мозговой штурм для создания следующих программ?

Константин Трофименко : И то, и другое. Улучшение экологической обстановки в столице напрямую связано с проектами, которые реализуются с 2011 года. Например, московский запрет на продажу бензина ниже класса Евро-4 подтолкнул водителей поменять старые машины на менее вредные для воздуха модели. Масштабное развитие общественного транспорта в столице уже дает колоссальный «зеленый» эффект. Ведь, как напомнил на круглом столе Сергей Собянин , каждый автомобилист «дарит» городу 120 кг вредных выбросов в год. Благодаря открытию новых станций метро и запуску МЦК сотни тысяч жителей стали ежедневно использовать общественный транспорт. После реконструкции основных развязок и вылетных магистралей уменьшились пробки на дорогах, и это еще один шаг к чистому воздуху. Ведь выбросы от машин в пробках на порядок выше, чем от тех, что несутся по магистрали. На мой взгляд, очень важно, что Москва не считает строительство новых дорог панацеей. Даже если бы мы расширили шоссе до 50 полос, они бы тоже стояли. Ведь невозможно расширить центр Москвы, куда каждый день стремятся миллионы людей.

— Какое же лекарство выбрала столица?

— Сегодня во всем мире объективным техническим трендом является внедрение электромобилей. Мы ему следуем. Например, с 2021 года Москва станет закупать исключительно электробусы, а обычные автобусы будут постепенно списывать согласно сроку их службы. Даже каршеринг, который уже вносит свою лепту в улучшение экологической ситуации, начнет предлагать прокат электромобилей. Мне нравится, что в столице занимаются ранним прогнозированием. На круглом столе Сергей Семенович сказал, что, согласно экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет электромобили станут общедоступными (из-за удешевления аккумуляторов) и город должен потратить это время на создание разветвленной сети зарядных станций. Чтобы она была готова к тому моменту, когда число электромобилей на московских улицах начнет резко расти. Есть интересный проект зарядок на базе существующей троллейбусной контактной сети. Предлагается не демонтировать ее, а модернизировать под нужды инновационных видов транспорта.

— Что поможет пересадить на общественный транспорт даже заядлых московских автомобилистов?

— Надо предложить им большую мобильность без использования личного транспорта. Но есть проблема «последней мили». Если её решить, это облегчит жизнь миллионов москвичей и внесет большой вклад в улучшение экологической ситуации столицы. «Последняя миля» — это отрезок пути, который человек должен преодолеть до дома (или офиса), выйдя из общественного транспорта. Когда данный отрезок нужно именно преодолевать, если он неудобен, мы точно знаем: автомобильный поток здесь не снизится, так как «последняя миля» не является комфортной. Москва планирует решить эту проблему с помощью нескольких программ. Обновляются маршруты наземного транспорта, строительство новых станций метро идет одновременно с благоустройством прилегающих территорий в радиусе полутора километров. Окрестности старых станций также становятся удобными для пешеходов. Плюс идет активная кампания по популяризации немоторизированной мобильности. Этому способствует реконструкция улиц, где появляются широкие бульвары, и пропаганда велодвижения. Лучшее доказательство тому — обустройство дорожек в зеленых зонах и специальных полос на улицах, а также разветвленная сеть прокатных байков и самокатов. Часть населения (особенно молодежь) это точно удержит от ежедневного пользования личным автомобилем в часы пик. Зачем стоять в пробках, а потом платить за парковку у офиса, если можно сесть на метро, а «последнюю милю» проехать на прокатном велосипеде, гироскутере или просто пройти пешком по красивому бульвару?

— Вы согласны с утверждением, что экология сегодня важнее транспорта?

— Да, это так, потому что обитание в экологически неблагополучном городе сокращает жизнь человека на годы. И, если личный автомобиль, работающий на бензиновом топливе, — главный источник вредных выбросов, значит, нужно свести его использование в мегаполисе к минимуму. Траты, которые условно можно считать транспортно-экологическими (например, замена автобусов на электробусы), на самом деле являются инвестициями в социально-экономическое будущее Москвы. Это инвестиции в самих жителей, их качество жизни. Когда в районе появляется продуманный, комфортный и экологически чистый транспорт, «мертвая территория» оживает, там появляются рабочие места, точки притяжения для коммерсантов и населения. Все это напрямую сказывается на качестве жизни москвичей. Но это долгосрочные вложения. Мы не можем ожидать мгновенного экологического эффекта от реализации одной, двух, трех городских программ, будь то каршеринг, перезапуск отрасли такси или открытие МЦК. Немцы, помешанные на экологии, запустили большинство транспортных «зеленых» проектов в девяностые годы прошлого века. И у них ушло более 20 лет на то, чтобы кардинально переломить ситуацию. Москва уже встала на правильный путь. У нас есть все шансы увидеть столицу совсем другой: городом, где легко дышится и где превалирует электротранспорт.

Я думаю, уже в этом году начнется подготовка новой транспортной стратегии Москвы, по которой город будет жить после 2020 года. Уверен, что и дальше будут развиваться нынешние московские тенденции: строительство хорд, развязок, станций метро, запуск Московских центральных диаметров. Последний проект электрического общественного транспорта чрезвычайно важен, ведь добрая половина автомобилей на улицах мегаполиса принадлежит жителям ближнего Подмосковья. У них своя «последняя миля» около дома, причем очень большая, зачастую она заканчивается на МКАД. Именно поэтому многие едут от начала и до конца маршрута на личном автомобиле, даже несмотря на утренние пробки при въезде в Москву. Когда заработают МЦД, весомая часть пассажиров выберет быстрые электрички. И воздух в городе станет еще чище из-за снижения автомобильной активности, при этом мобильность горожан только увеличится.

Ежедневно общественный транспорт проезжает сотни километров и сжигает сотни литров топлива. А ведь с ростом городов потребность в общественном транспорте все увеличивается, нагрузка на дороги растет, а вместе с этим растет и количество выхлопных газов, сажи, пыли и копоти в воздухе. И всем этим дышат водители, пассажиры и пешеходы. Наверное, в каждом крупном городе России ощущается острая необходимость в такой системе общественного транспорта, которая наносила минимальный ущерб окружающей среде, отвечала экологическим запросам современности.

Пока в России проблема еще только-только начинает приобретать остроту, в ряде городов мира уже сделаны первые шаги для изменения ситуации к лучшему.. Так, например, в Нью-Йорке программа перевода городского транспорта на альтернативные источники энергии существует уже более 20 лет. Согласно ей, по улицам города курсируют автобусы на сжиженном газе, а старые дизельные автобусы подлежат замене на более новые, с дополнительными фильтрами.

Аналогичная ситуация существует и в столице Великобритании. В марте 2006 года на улицах Лондона появились гибридные автобусы. Все автобусы успешно прошли испытания. Воодушевленные этим власти города заявили, что уже в скором времени все без исключения автобусы будут ездить на гибридных двигателях. А совсем недавно лондонцы стали участниками еще одного эксперимента с общественным транспортом — в городе появилось 10 автобусов, которые приводятся в движение топливными элементами, работающими на сжатом водороде. Пассажиры уже оценили их бесшумность и плавность хода. Вместе с тем экологические автобусы развивают достаточно серьезную скорость — до 80 км/час.

В столице Китая, Пекине, сейчас курсирует 1000 гибридных автобусов. Они используют всего 29,5 литров бензина на 100 км. Это количество горючего идет на генерацию электричества, которое необходимо для приведения автобуса в движение. Экологи отмечают значительное снижение вредных выбросов в атмосферу и улучшение экологической ситуации в городе. Несколько подобных автобусов мэр Пекина преподнес в дар правительству Москвы.

Интересно обстоят дела в немецком Гамбурге, где довольно успешно реализуется программа «Чистый городской транспорт для Европы». В рамках программы по городу ездят 30 автобусов, работающих на водороде. Водород как топливо примечателен тем, что при его сгорании образуется вода. При этом в атмосферу не выбрасывается никаких выхлопных газов и продуктов горения. Единственная сложность состоит в том, что выделение чистого водорода — довольно сложный и трудоемкий процесс, однако власти Гамбурга надеются в скором времени решить и эту проблему.

В России же с 2010 года экобусы достаточно успешно курсируют в Краснодаре. Примечательно, что все они — разработка Энгельсского троллейбусного завода. Работают такие автобусы на природном газе и электричестве. Как и все транспортные средства, работающие на электричестве, они бесшумны. Экобусы достаточно дружественны окружающей среде — выброс вредных вещество значительно снижен.

Эксперименты по внедрению экобусов в качестве общественного транспорта сейчас проводятся во многих городах России, в том числе и Москве. Поэтому учитывая мировые тенденции можно смело предположить, что системы общественного транспорта крупных городов России в скором времени, возможно, будут пересмотрены в пользу внедрения экологических автобусов.


Три четверти городских перевозок пассажиров к 2030 году будут выполнять метро, электробусы, автобусы на газе и прочий экологичный транспорт. О таких планах «Известиям» рассказали в Минтрансе. Пока в России безвредна для окружающей среды лишь половина пассажирских перевозок. Минприроды фиксирует, что выбросы от автотранспорта растут и текущий уровень загрязнения чреват более чем 80 болезнями граждан.

К 2030 году в крупнейших городах и городских агломерациях не меньше 70–75% пассажирских перевозок должен выполнять экологичный транспорт, считают в Минтрансе. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве.

Речь идет об автобусах, работающих на природном газе, и транспорте с электродвигателями - трамваях, троллейбусах, метро, электропоездах, автомобилях и гибридах, фуникулерах, канатных дорогах, электробусах и так далее. По данным Росстата за 2017 год, в среднем по стране на экологичный транспорт приходилось чуть больше половины городских пассажирских перевозок. Около 47% городских перевозок пассажиров совершали автобусы и маршрутные такси. Они в большинстве своем неэкологичны: 95% автобусов работают на дизельном топливе, свидетельствуют данные межрегионального профсоюза работников общественного транспорта.

Минтранс предполагает, что переход на экологичный транспорт позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, указано в последнем итоговом докладе Минприроды, представленном на сайте ведомства. Объем выбросов от автотранспорта сохраняет тенденцию к увеличению и в 2017 году составил 14,5 млн т, указано в документе.

Воздействие опасных факторов окружающей среды на здоровье связано более чем с 80 болезнями и типами травм. Благодаря обеспечению более здоровой окружающей среды можно было бы ежегодно предотвращать 13 млн случаев смерти в мире, - отмечено в докладе Минприроды.

Практически все автобусы в России работают на дизельном топливе, их переоборудование потребует капитальных вложений, отметил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков. Сейчас в стране около 30 «газовых» пассажирских автопарков (два из них в Москве). Переоборудование дизельного автобуса на газ стоит 60–80 тыс. рублей, рассказал эксперт. При этом само голубое топливо дешевле почти в полтора раза, отметил он. Также в автопарках придется устанавливать газовые станции для заправки автобусов - они обойдутся примерно в 1 млн рублей каждая, рассказал Юрий Дашков.

Во многих европейских странах, например в Нидерландах и Франции, уже активно используют городской электротранспорт и России стоит взять этот опыт на вооружение, считает эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Однако полный переход на электротранспорт нецелесообразен из-за высокой цены электричества, отметил он.

Газ считается самым экологичным видом топлива в мире, так как сгорает без образования дыма, отметил директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. При его использовании моторное масло можно менять в два раза реже, добавил он. Газовый транспорт благодаря дешевизне топлива популярен в Индии, Колумбии, Пакистане, рассказал эксперт.

Ранее стало известно, что продажи электромобилей в России выросли на 72% за восемь месяцев по сравнению с периодом с января по август 2017 года. Однако всего в России еще лишь около 2,5 тыс. электрокаров.

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. С незапамятных времен он играл важную роль, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Произошедшая в XX веке научно-техническая революция, рост населения, урбанизация и множество других факторов вывели его развитие на совершенно новый уровень.

Однако, одновременно с этим появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта.

Любой транспорт, получение энергии для которого не связанно с процессами горения углеводородов, можно назвать экологически чистым. Исключение составляют атомные реакции, которые на сухопутном транспорте не используются. Биодизель, двигатель внутреннего сгорания на спирту тоже сжигают углерод, поэтому их нельзя относить к экологически чистым видам транспорта. Наиболее правильно классифицировать экотранспорт по видам двигателей.

Электрический привод

На данный момент это самый быстроразвивающийся вид экологически чистого транспорта. Ему предписано большое будущее и это уже заметили все крупные автомобилестроительные концерны. Несколько тысяч электромобилей уже ездят по дорогам мира. Причем, будущий электромобиль не будет иметь такие большие габариты и стоимость, как знаменитый электромобиль Tesla. Это будет, скорее, некое подобие рикши с кабиной или с обычным автомобильным кузовом из пластика. В среднем, чтобы электромобиль мог конкурировать с бензиновым ему нужно весить в четыре раза меньше. Подобные примеры в автомобильной промышленности есть.

Основная проблема электромобилей — аккумуляторы. Именно они являются уже единственным ограничением к массовому производству электромобилей. Все остальные технические ограничения преодолены еще 50 и 100 лет назад. Электродвигатель имеет КПД больше бензинового. Его ресурс намного выше, а сложность изготовления небольшая. К тому же ему не требуется КПП. Сейчас большинство серийных электромобилей производится с литиевыми аккумуляторами. Они имеет очень высокую стоимость. Как альтернатива предложены серно-натриевые аккумуляторы. На данный момент в Японии применяются стационарные серно-натриевые аккумуляторные станции, мощностью более 1 мВт. Возможно, в дальнейшем они появятся на электромобилях.

Водородные двигатели

Водород — самой энергоемкое топливо в мире. Калорийность одной весовой части чистого газообразного водорода превосходит бензин в 2,5 раза. Это означает, что весовой запас водорода в баллоне может быть во столько же раз меньше. Сгорание водорода может происходить в обычном поршневом двигателе. При этом есть технологические сложности. Из-за высокой температуры горения необходимо усиливать блок цилиндров керамикой, что очень сложно и дорого.

По этой причине особый интерес представляют катализаторы — установки беспламенного горения водорода. Однако, им требуется баллонный кислород, а их стоимость тоже высокая. При окислении водорода в катализаторе вырабатывается электрический ток. Работает такая установка бесшумно и с высоким КПД. К сожалению, высокая цена не сулит водородным автомобилям массового распространения. В настоящее время они тоже уже ездят по дорогам.

Есть и иные решения в области экотранспорта: пневмодвигатели, химические батареи (тепло или ток выделяется при окислении металла), механические накопители энергии, пружинный привод. Пока все они находятся на стадии разработок, уступая место электромобилям.

Воздухомобиль

В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), так называются автомобили, имеющие пневматический двигатель, для работы которого используется сжатый воздух. Накопление энергии происходит посредством нагнетания его в баллоны. Затем, проходя через систему распределения, сжатый воздух попадает в пневмодвигатель, который и приводит машину в движение. Таким образом, при езде на малой скорости или на небольшое расстояние, подобный автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Сегвей

В ряде стран работники почты, игроки в гольф, полицейские и многие другие категории граждан передвигаются при помощи такого вида транспорта, как сегвей. Это самобалансирующийся самокат, имеющий два колеса, располагающиеся по обе стороны от водителя. Балансировка сегвея происходит автоматически и зависит от положения корпуса ездока: при его отклонении назад самокат замедляется, останавливается или едет задним ходом, а при наклоне вперед - начинает движение или ускоряется. На каждом из колес сегвея есть собственный электродвигатель, который реагирует на малейшие изменения равновесия транспортного средства. Двигатель работает от литий-ионных аккумуляторных батарей, их подзарядка происходит автоматически при спуске с горы. На полную же зарядку достаточно 8 часов. Можно воспользоваться и обычной розеткой - 15 минут зарядки хватает примерно на 1,6 километра пути.

Моноколесо (сегвил)

Моноколесо (сегвил) - электрический самобалансирующийся самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него, впервые появилось в 2012 году в США. Оно оснащено мощным электромотором (250—2000 Вт) и гироскопами, необходимыми для автоматической балансировки. Когда питание включено, гироскопы выравнивают колесо относительно оси, поддерживая этим баланс. Также в самокате установлены акселерометры и разнообразные сенсоры.

Управление транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела: при отклонении назад сегвил тормозит или меняет направление, при переносе центра тяжести вперед - ускоряется. Когда самокат останавливается, водитель должен опираться на ногу. Наибольшее распространение получил этот вид транспорта в Китае.

Городской экотранспорт

Наверное, всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай. Они оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров.

Трамвай - один из первых видов городского общественного транспорта, появился еще в начале XIX века, тогда он приводился в движение с помощью конной упряжке. Первый электрический трамвай появился в 1881 году в Германии.

Троллейбус же появился в виде первой экпериментальной троллейбусной линии в 1882 году, так же в Германии. Причём вначале троллейбусы эксплуатировались только, как дополнительный транспорт к трамваю. Первая полностью троллейбусная линия же открылась в 1933 году в Москве.

Велосипед и самокат

Нет, наверное, человека, никогда бы не пробовавшего прокатиться на самокате или велосипеде. Эти колесные транспортные средства двигаются посредством мускульной силы субъекта. В велосипеде для этой цели используются ножные педали, а в самокате движение обеспечивается благодаря многократному отталкиванию ногой от земли. На велосипеде человек занимает сидячее положение, на самокате же он стоит, держась за руль. Самокаты теперь используются не только для развлечения детьми, но и наряду с велосипедами применяются и взрослыми: работниками почты, полиции и даже скорой помощи.

Многие люди в Европе и Америке предпочитают добираться на работу на велосипеде, в Токио на самокате, поскольку, с одной стороны, нет необходимости стоять в пробках, а с другой - благодаря физической нагрузке организм становится более здоровым.

С каждым годом необходимость использования экологического транспорта растет, так как функционирование нынешней транспортной системы с выбросом загрязняющих веществ в воздух всё больше ухудшает экосистему нашей планеты.

Правительство РФ упорно преследует владельцев старого автотранспорта. На это раз владельцы автобусов и грузовиков почтенного возраста могут столкнуться с очередным повышением транспортного налога именно на этот вид транспортных средств.

Таким образом, производство новой техники будет дополнительно простимулировано за счёт более быстрого устранения с рынка пассажирских и грузовых автоперевозок транспорта низкого экологического класса.

Поправки в Налоговый кодекс уже разрабатываются. По прогнозам экспертов, они вступят в законную силу не ранее 2019 года. Говорить о конкретных налоговых ставках ещё рано. Документ находится в Минфине в процессе разработки, поэтому итоговой информацией ведомство пока не располагает. Впрочем, регионы уже получили право менять ставки на основании собственного решения, при условии, что оно не противоречит НК РФ.

Министерство финансов с 2013 года настойчиво пытается реализовать идею о привязке транспортного налога к характеристикам двигателя: его объёму, экологическому классу. Решающим показателем должен стать возраст машины. Если рассматривать грузовики, которые двигаются по российским дорогам, то двигатель подавляющего большинства не соответствует даже классу Евро-2. Возраст основной массы эксплуатируемого коммерческого транспорта составляет в среднем 15 лет.

По мнению представителей отечественного автопрома, такое количество грузовиков, безусловно, наносит огромный экологический вред. Однако, заинтересованность таких «экспертов» вполне обоснована. Продать новую отечественную грузовую машину рядовому российскому покупателю не так то просто.

Поэтому лучше лишить его права на вождение уже имеющегося старенького грузовика или автобуса. И тогда отечественный потребитель всё же обратится в автосалон - в добровольно-принудительном порядке. Зато план по автопродажам наверняка будет перевыполнен.

Впрочем, такое развитие сценария вовсе не обязательно. До 2019 года ещё есть время. А пока, грузовики с двигателем класса Евро-2 уже лишены права двигаться по московским улицам. И в то же время владельцы электромобилей полностью освобождены от уплаты транспортного налога.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: