Значение ахмад-шах дуррани в справочнике персонажей и культовых объектов греческой мифологии. Советская историческая энциклопедия

Над землями пуштунов проносились годы, много чего происходило, но своего государства на своих же землях у них так и не появлялось. Напрасно Хушаль-хан Хаттак, правитель одного из пуштунских княжеств (а также один из известных пуштунских поэтов) пел пуштунам о свободе и о необходимости забыть о межплеменных распрях и объединиться. Сильного лидера уровня Шер-Шах Сури не появлялось. Пуштуны могли на время сплотиться против некой внешней угрозы – например, когда шиитская Персия вознамерилась "ошиитить" пуштунов, ревностных суннитов. Но как только внешний враг уходит в сторону, единство снова рушится. Местечковые интересы племен, кланов, родов преобладали над общепуштунскими национальными интересами, да и не было даже самого этого понятия – "пуштунские национальные интересы".

Могли образовываться какие-то племенные содружества, которые не раз становились военным авангардом различных завоевателей (удачливых завоевателей, садившихся на имперский трон), но в своей собственной стране они никак не могли создать государства. Трижды, при династиях Галджи, Лоди и Сури, пуштунские цари садились на трон в Дели, и указам пуштунских князей не смели возражать на огромных территориях. В то же время, на протяжении столетий, восточные пуштунские племена (на равнине – некоторые из них, а в горах – все) противостояли любым имперским вторжениям, и даже во время самого расцвета Могольской державы в семнадцатом веке фактически сохраняли автономию.

Наступил 18-й век. Кабул находится под властью Империи Великих Моголов со столицей в Дели. На троне все еще сидит Аурангзеб. Приграничный Кандагар удерживают персы-сефевиды. Пешаварская долина, горы Роха, все равнины между Сулеймановой грядой и Индом номинально располагаются в пределах Могольской державы, но Могольский закон мало признают на равнинах, а горцы на него откровенно плюют. Еще раз, и в последний раз, позволим себе удивиться этому уникальному факту. Пуштуны разделены, у них нет своего государства, но при этом они независимы. Ни от кого.

После смерти Аурангзеба в 1707 году начинается постепенный закат двух великих мусульманских империй, Моголов и Сефевидов, которые делили между собой восточную часть ираноязычного мира (а мы помним, кто там живет). Приграничные провинции обоих империй откалываются от них. И на этих землях рождается два новых государства – Афганистан и Сикхское царство. Наконец-то, афганцам-пуштунам было суждено создать государство в своей собственной стране. Еще давным-давно, задолго до прихода сюда ислама, персы или родственные им саки и кушаны брали здесь власть в свои руки. Эта власть была иранской (то есть родственной пуштунам по крови и языку) и распространялась на те земли, которые сегодня известны под названием Афганистан. Но с начала второго тысячелетия н.э. вся эта земля, от Герата до Инда, либо была частью тюркских или тюрко-монгольских княжеств, либо делилась между двумя империями, которые в разные времена назывались по-разному, но по сути были Персией и Индией. С восстания пуштунского вождя Мирвайса, которое он поднял в Кандагаре против персов-сефевидов, началось рождение отдельного Восточного Иранского Государства.

Мирвайс был доблестным пуштунским воином из клана хотак , проживавшего неподалеку от Кандагара. Он восстал против персидского наместника этой провинции, который в афганских источниках упоминается как очень жестокий человек, грузин по национальности, по имени Гурген. Афганские летописцы описывают его как личность жестокую, полную ненависти к людям, очень похожую на Сталина, только лишенную присущей Сталину хитрости. Не только силой оружия, но и не брезгуя лестью и хитростью, Мирвайс одолел и убил своего грузинского противника и стал правителем города. Перед тем, как приступить к решительным действиям, Мирвайс посетил столицу Сефевидов, Исфахан, чтобы втереться в доверие к царю. Именно тогда слабость и разложение персидского режима стали очевидны для него. Наверное, именно в те времена родился добрый обычай, который и по сей день не изжил себя – пуштуны считают иранцев дегенератами, иранцы считают пуштунов грубыми и неотесанными.

После смерти Мирвайса разгорелась борьба за его наследство между его братом Абдул Азизом и сыном Махмудом, которая закончилась тем, что Махмуд убил своего дядю. Затем, Махмуд повел своих пуштунов в триумфальный поход против Персии. В 1720 году он захватил Кирман, а уже через два года и сам Исфахан. Здесь он воспроизвел знаменитую сцену пира, повторив то, что когда-то в Кабуле Улугбек II проделал с юсуфзаями. Он был убежден, что для того, чтобы держать персов в повиновении, достаточно будет одной лишь жестокости по отношению к ним. Он объявил о великом празднике, на который пригласил всех высокородных персов Исфахана, и те поспешили поклониться своему новому правителю, прибыв к нему в количестве 114 человек. Но праздник не получился, по крайней мере для них. Когда они направлялись к дворцу через сад, из зарослей выскочили прятавшиеся там пуштунские воины и перерезали их всех до одного. Власть ослепила Махмуда. Он начал с маниакальным рвением убивать людей, в том числе и своих же пуштунов, которые готовы были стерпеть все, что угодно, только не такое предательство. Тем самым, он собственноручно подписал себе приговор, и его голова стала трофеем его двоюродного брата Ашрафа. Таким образом, Ашраф отомстил за убийство своего отца и был избран новым лидером пуштунов. Ашраф был блестящим полководцем. Чего стоит только тот факт, что он смог победить могучую армию Османов, которые хотели было воспользоваться падением Сефевидов и захватить Персию, после чего, в 1727 году, Османская империя официально признала его законным шахом Персии!

У пуштунов получалось выигрывать сражения, но совсем не получалось править. Они совершенно не владели искусством управления, которое было так необходимо для того, чтобы адаптировать их роль завоевателей к одной из древнейших цивилизаций на земле. А свято место, как известно, пусто не бывает. Появился некий туркмен по имени Надир Кули Хан, который сумел сплотить вокруг себя Персию. До 1730 года произошли две решающие битвы, в которых войска Ашрафа были разбиты, а сам Ашраф погиб от рук убийц, подосланных к нему его же двоюродным братом Хусайном Султаном. Хусайн управлял Кандагаром до 1738 года, пока его не прогнал Надир, к тому времени шах Персии, который (как обычно) шел через пуштунские земли завоевывать Индию. На этом пресеклась линия неудачливых Галджи. Интересно, что даже афганские историки упорно не желали называть их шахами Персии. Их называли просто "Миры" (то есть "по фамилии").

Пока Галджи соревновались в умении убивать близких родственников (а ничего не поделаешь – пуштунвали признает право кровной мести), на другом, западном конце пуштунского мира, начала проявлять активность другая сила. Пуштунское племя абдали энергично расширяло свои племенные владения за счет слабеющей Персии. Им уже принадлежали земли между Гератом и Мешхедом. Это племя, которое ни численностью, ни территорией, ни богатством не уступало галджи , было самым западным из пуштунских племен и, как следствие, находилось в самом близком контакте с Персией. По этой причине их знать в значительной степени переняла персидские манеры и одежду, и даже говорили они на собственном грубом диалекте персидского языка. Однако, это не мешало им, согласно упомянутой выше пуштунской традиции, презирать персов и считать их неженками и дегенератами. Многие из них уже тогда забыли родной язык пушту (современные абдали говорят на двух языках – дари и пушту).

Бедному персидскому полководцу Надиру (тогда еще хану, еще не шаху), приходилось иметь дело с пуштунами на два фронта. На востоке – с галджи , на западе – с абдали. Когда же он разобрался с галджи, он повернул все свои силы против абдали. Он оттеснил их к Герату, а в 1732 году взял и его. Надир трижды заключал перемирие с пуштунами, пуштуны трижды получали подкрепление и возобновляли военные действия. Они постоянно нарушали данное Надиру слово, но Надир был удивительно мягок с ними. Он не мог не знать, что они не раз входили в состав персидской армии и на деле доказывали, что они настоящие воины. Кроме того, он видел, конечно, их склонность ко всему персидскому и, видимо, планировал использовать это. Своим добрым обращением и щедрыми дарами он хотел привлечь их в свои ряды. И тут Надир проявил себя как искусный политик. Он сумел завоевать их доверие и, "с их разрешения", смог уже окончательно покончить с Мирами из племени галджи, захватив в 1738 году Кандагар. В Кандагаре он обнаружил двоих сыновей малика Мухаммада Заман Хана, крупного военачальника абдали, правителя Герата, который к тому времени уже умер. Свергнутый правитель Кандагара подозревал племя абдали в симпатии к персам, поэтому посадил парней в тюрьму, а Надир освободил их. То были Залфикар и его младший брат, Ахмад, которому тогда было лет пятнадцать. Вообще-то Надир-шах благоволил абдали, но к этим братьям отнесся настороженно и на всякий случай сослал их в Мазандаран. Здесь Ахмад-хан провел четыре года. В 1741 г., когда Надир-шах возвращался из индийского похода, Ахмад-хан, вместе с другими знатными афганцами, явился к его двору. Он сумел понравиться Надир-шаху, и тот принял его в число командиров своего афганского войска. Здесь, веселый, приветливый и добродушный Ахмад вскоре завоевал доверие и уважение всех солдат, особенно воинов из племени абдали. Во время походов Надир-шаха на Кавказ, Ахмад проявил себя как мужественный и талантливый полководец. Вскоре он стал одним из первых военачальников Надир-шаха. А ведь афганцы были элитными войсками в составе его армии, как "бессмертные" в персидской армии Ахеменидов. Конные афганцы выполняли роль телохранителей Надир-шаха, и он всецело доверял только им. Эти элитарные войска участвовали с ним во всех походах. Он так дорожил ими, что когда разъяренная толпа убила несколько его пуштунов, это привело его в такую ярость, что он приказал устроить жуткую резню, чтобы наказать всех виновных (и невиновных заодно). В разговорных языках северной Индии до сих пор существует слово надиршах , означающее жуткую резню или жестокое, бесчеловечное правление.

Однажды, когда Надир-шах возвращался из похода в Индию (естественно, через Хайберский проход), его окружили афридии, и он, вместе со всем своим войском, оказался на грани гибели. И тогда "его" пуштуны спасли его, проявив настоящую доблесть. Не удивительно, что Надир-шах особо выделял своих афганцев и ставил их выше остальных народов в своей многонациональной армии. Не удивительно и то, что это вызывало зависть среди его сородичей-туркменов, знаменитых кизилбашей или "красноголовых" . Результатом этой зависти стало то, что в 1747 году, через несколько лет после возвращения из Индии, заговорщики убили Надир-шаха прямо в его шатре. В то время Ахмад уже командовал всеми абдали в армии Надир-шаха. Услышав шум, он, вместе со своими воинами, понеся к шатру, желая защитить своего царя. Туркмены-кизилбаши, которых было намного больше, преградили им путь, но Ахмад все же прорубился через их толпу к шатру. Но было уже поздно. Пуштуны увидели обезглавленное тело Надир-шаха в луже крови. Они испытывали смешанное чувство. Горе (потому что они действительно любили своего царя), ужас (от потери вождя, которому они доверяли) и стыд (потому что не смогли спасти его). Они отдали царю последние почести, снова с боем прорвались через ряды туркменов, сели на коней и скрылись вдали. Они ускакали в Кандагар.

Ахмад не просто скакал в Кандагар, он думал. Надир, как и другие персидские правители, успел расширить Персидскую Империю далеко на восток. Он не только вывез из Дели золотой павлиний трон, ставший символом персидской монархии, и могольские сокровища, включая знаменитый бриллиант кох-и-ноор (кох-и-нур) . Он еще и отобрал в пользу Персии все районы по ту сторону Инда, включая Пешавар. А главное – он вскрыл слабость делийской короны. Вот Ахмад и думал – а почему бы мне не унаследовать титул персидского завоевателя и не взять себе не только восточную часть, а еще что-нибудь. Ну, например, все. Например, все богатые и плодородные могольские провинции, которые персы забрали себе, а я теперь могу забрать себе. Или пойти на коренные персидские земли, как галджи совсем недавно?

От этого короткого промежутка времени, от решения Ахмада зависело очень многое. Границы современного пуштунского мира от него зависели. Границы современного Афганистана тоже. Ни у кого в южной Азии тогда не было такой сильной, такой закаленной армии, как у него. И он принял судьбоносное решение – он повел ее на восток, на моголов, а не на запад, не на сердце Персии.

Но сначала надо было стать главой всех афганцев, то есть победить на выборах. Шах должен был избираться на большом совете (джирге) . Существует красивая легенда о том, как Ахмад-хан стал Ахмад-шахом. После убийства Надира, вожди разных племен, во главе с Хаджи Джамал Баракзаем, собрались на совет в святом месте Шер Сурх возле Кандагара, чтобы избрать себе царя. У каждого вождя спрашивали его мнение, и каждый настаивал на том, что предпочтение следует отдать именно ему. Никто не хотел подчиняться кому-то другому. Ахмад был самым молодым вождем на совете, ему было всего двадцать четыре года, поэтому он должен был высказать свое мнение последним. Когда подошла его очередь говорить, он не проронил ни слова. Тогда святой человек Сабир Шах взял в руки венок из колосьев пшеницы и возложил его на голову Ахмада, сказав, что только он один не призывает к распрям, и поэтому только он один и достоин стать царем. Вожди стали было насмехаться над Ахмадом, указывая на его юный возраст, но потом немного подумали, и решили так: Ахмад из клана саддозаев , а это всего лишь ветвь племени попалзаев , и ветвь очень слабая, так что такого царя легко можно будет сместить, если он будет плохо себя вести. И тогда все они зажали в зубах пучки травы в знак того, что теперь они его вьючные животные, и повязали куски ткани вокруг шеи в знак того, что готовы подчиняться ему и вручают ему право распоряжаться их жизнями.

Это легенда. Но Ахмад был прирожденным лидером, и вряд ли власть досталась ему так просто, без каких-либо усилий с его стороны. Как бы то ни было, он был коронован в Кандагаре и стал Ахмад-шахом. Он также принял титул "дурр-и-дурран", "жемчужина из жемчужин" . Может, потому что был хорошим человеком, а может потому, что носил в ухе жемчужную серьгу. С этого времени племя абдали стало известно как дуррани .

Иногда мало быть умным и сильным, иногда надо быть еще и везучим. И Ахмад был везучим. По пути в Кандагар он случайно наткнулся на караван, который вез Надиру трофеи и сокровища на просто неприличную сумму. Это была захваченная в Индии добыча. Естественно, Ахмад все забрал себе. Это позволило ему и оплатить свою коронацию, и выплатить жалованье воинам, и даже учредить царскую казну. Эти средства стали основой нового Афганского государства. Естественно, этот караван двигался не просто так. Конечно, его надежно охраняли, и охраняли его, скорее всего, все те же пуштуны, потому что именно им Надир-шах доверял больше всего. Вероятно, они также перешли на сторону Ахмад-шаха. Это очень показательный случай. Пуштуны всегда любили своего сильного лидера до беспамятства, готовы были идти на смерть ради него, и как воины-наемники не знали себе равных. Но если верность принципам вступала в конфликт с сиюминутной личной выгодой – вот тут уж извините. Если лидера не стало, значит, надо думать о себе. И здесь нет ничего такого . Ахмад-шах захватил сокровища монарха, которому служил и которого любил, и пуштуны его за это только похвалили. Это дало ему огромное преимущество, это привело его к успеху. Кстати, есть мнение, что не так уж случайно он наткнулся на этот караван. В любом случае, удача сопутствует тем, кто сам ее ищет.

За двадцать шесть лет своего правления, с 1747 по 1773 год, Ахмад-шах предпринял восемь походов за Инд, опустошая Пенджаб и доходя аж до Дели. Сначала он особо не наглел и ставил целью своих походов просто получить официальное подтверждение Могольского императора, что теперь он, Ахмад, является правителем Пешавара и прочих территорий по ту сторону Инда (в общем, всего того, что было передано Надир-шаху). Но его аппетиты росли. В 1752 году он захватил Лахор и Мултан, включил в состав своей империи весь Западный Пенджаб, и закрепил границу на уровне города Сирайнда. Тогда же дуррани овладели Кашмиром, в чем им сильно помогли другие пуштунские племена, обитавшие в районе Пешавара (особенно юсуфзаи ). С тех самых пор пуштуны никогда не переставали испытывать нежные чувства к этой прекрасной земле. Западные афганцы считают, что эта земля расположена далековато от их дома, и тоскуют скорее по более грубым красотам Хорасана. Но пуштуны востока относятся к Кашмиру как к любовнице. Они понимают, что это "красивое нельзя", позволяют ему себя соблазнить, но потом, признавая всю прелесть Кашмира, все же возвращаются в мыслях к своему родному и не такому запретному дому. Эти противоречивые чувства выражены в пословице "Для каждого человека Кашмир – это его родина" .

В 1761 году, в битве при Панипате, что всего в 80 километрах от Дели, Ахмад-шах разбил и, фактически, уничтожил сильнейшую армию Конфедерации Маратхов. Это сражение следует отметить особо, так как оно точно сыграло важнейшую роль в истории не только всего региона, но и, можно сказать, всего человечества. Победа пуштунов в этой битве не допустила доминирования маратхов в этих землях и, фактически, проложила путь для постепенного расширения британского влияния, которое распространилось на Дели, а затем и на весь Пенджаб. Если смотреть на этот вопрос шире, действия Ахмад-шаха ускорили процесс развала Могольской Империи (и здесь он продолжил дело, начатое своим бывшим сюзереном Надир-шахом), что погрузило Пенджаб в пучину безвластия и, в свою очередь, привело к рождению новой силы – сикхов. Он также заставил Лахор, Мултан и, конечно, Пешавар, повернуться в сторону запада. Так уже было когда-то, еще в доисламскую эпоху, но затем эти земли развернулись в сторону Дели, и это длилось веками.

Разбив маратхов при Панипате, Ахмад вернулся в Кабул, и сикхи начали пробовать прибрать власть к своим рукам. После прокатившихся по этой земле боевых действий, Пенджаб, как уже было сказано, остался практически без управления, и некоторые сикхские лидеры начали тут и там возводить крепости, чтобы противостоять военачальникам Ахмада. Здесь началось что-то вроде мусульмано-сикхских религиозных войн. Но Ахмад уже не мог постоянно метаться то туда, то сюда, усмиряя непокорных. Его здоровье ухудшалось с каждым днем. Дошло до того, что при его последнем отступлении сикхи захватили великую крепость Ротхас – крепость самого Шер-шаха.


В каком-то смысле, Ахмад был типичным пуштунским правителем. Талантливый и решительный, когда нужно взяться за оружие, он был не столь талантлив в административных делах. Он был больше завоеватель и создатель империи, чем ее правитель. И все же он, именно он, сумел создать первое государство пуштунов на землях пуштунов, и даже не только пуштунов. Его империя занимала территорию современных Афганистана и Пакистана, а также северо-восточного Ирана и часть Кашмира.

Кстати, именно во время правления Ахмад-шаха были установлены первые дружественные контакты между Российской Империей и Афганистаном. Правившая в то время в России Екатерина II отправила в 1764 году в Афганистан посольство во главе с неким Богданом Аслановым для заключения с Ахмад-шахом договора о взаимной дружбе.

По своему характеру Ахмад-шах был человек уравновешенный и в высшей степени благоразумный, что позволило ему приобрести среди современников славу справедливого и богобоязненного правителя. Правда, он был не вполне свободен от религиозного фанатизма, но эта черта характера в то время не являлась крупным недостатком. Зато шах был благодарным человеком и никогда не забывал тех, кто бывал к нему добр. Признательность и щедрость всегда были его отличительными чертами. В своем личном обиходе он был очень прост и свободен от всякого рода условностей. Ахмад-шах не любил восседать на троне или носить венец (ну, жемчужную серьгу ему можно простить). В еде он ограничивался обычными афганскими блюдами (любил плов, жаренное мясо под соусом, кислое молоко, фрукты, особенно дыни). В играх, празднествах, увеселениях шах обычно не принимал участия. Современники ничего не сообщают и о его страсти к охоте. В дни, свободные от государственных дел, Ахмад-шах любил слушать чтение стихов. (Едва ли у Ахмад-шаха было время для получения глубокого и всестороннего образования. Но он не был чужд литературе - до наших дней дошли его стихи на пушту, отличающиеся простотой и искренностью.) Дворец шаха всегда был убран очень скромно, здесь невозможно было найти даже следов роскоши.

В конце жизни его стала дониматься страшная "болезнь лица". Судя по описаниям афганских историков, можно предположить, что это был рак. Болезнь доставляла ему страшные страдания, и 17 октября 1772 года Ахмад-шах скончался и был погребен в Кандагаре в построенном им мавзолее.

После его смерти, империя его, как и держава Великого Александра, начала разваливаться. Да и при его жизни нельзя сказать, что ему удалось добиться такого желанного единства всех пуштунов. Например, еще во время походов в Индию, у Ахмада, как и у всех его предшественников, постоянно возникали проблемы в районе Пешавара. Конечно, тот факт, что он сам этнический пуштун и создатель Афганского царства, давал ему здесь некоторые преимущества, но проблем все равно хватало. Он даже придумал для живущих здесь восточнопуштунских племен, отличавшихся особо воинственным и непокорным нравом, особый термин – бердурани ("равные дуррани") , который стал чем-то вроде имени нарицательного. Даже он, первый и самый могущественный из афганских царей, никогда даже не пытался установить административный контроль над горными проходами и горными пуштунами. Ему пришлось прибегнуть к политике Бабура – заключать брачные союзы с дочерями племенных маликов. Он платил афридиям и шинвари , раздавал джагиры юсуфзаям, оракзаям, халилам и мохмандам. Может, проблема в том, что все пуштуны "бердурани" ? Они и сегодня остаются одним из крупнейших разделенных народов на земле (более 42 миллионов человек). Большая часть их проживает не в Афганистане (13 миллионов), а в Пакистане (28 миллионов), да и в самом Афганистане, "государстве афганцев-пуштунов", они, хоть и являются доминирующим этносом, но составляют меньше половины (42%) всего населения страны. Многие из них забывают свой язык, принимая языки соседних народов. Но мечта о единстве существует. О нем мечтали многие пуштуны. Мечтал о нем и великий Хушаль-хан Хаттак:

Прошли те дни, когда пуштуны царями Индостана были,

А все ж в своих делах сумели они Моголов превзойти.

Но нет согласья среди них, и против Бога согрешили –

Бездумно славу потеряв, смогли лишь горести найти.

Господь! Даруй согласье им, даруй им примиренье!

Хушаль вновь станет молодым, увидев братьев единенье!

Иногда мечта – это просто мечта. Иногда нет.

احمد شاه دراني ‎


Инвеститура Ахмад-шаха
1-й Шах Дурранийской империи
октябрь - 16 октября
(под именем )
Предшественник должность учреждена Преемник Тимур-Шах Дуррани Рождение
Мултан , Пенджаб (ныне Пакистан) Смерть
  • Кандагар , Афганистан
Место погребения
  • Кандагар
Род Абдали (Дуррани) Имя при рождении Ахмад Хан Абдали Отец Мухаммад Заман Хан Абдали Дети Тимур-Шах Дуррани Вероисповедание Ислам Звание генерал

Биография

Ахмад-шах Дуррани на почтовой марке Афганистана. 2007 г.

Ахмад Хан (позднее Ахмад-шах) родился в Мултане , Пенджаб , современный Пакистан . Происходил из рода садозаев пуштунского племени абдали (позднее дуррани), являясь вторым сыном Мухаммеда Заман Хана, главным из клана Абдали. В 1738 году был взят на службу к иранскому Надир-Шаху Афшару . Участвуя в походах Надир-Шаха, проявил себя талантливым военачальником и стал одним из его полководцев. После смерти Надир-Шаха в 1747 году Ахмад-шах Дуррани возглавил афганские части иранской армии и увёл их в Афганистан . В том же году был провозглашён шахом Афганистана.

В октябре 1747 года он короновался в Кандагаре . Главы дуррани , кызылбашей , белуджей и хазарейцев также присутствовали на коронации .

Ахмад-шах объединил под своей властью все афганские племена, ханов которых привлекал на свою сторону щедрыми субсидиями, земельными дарениями и назначениями на важные государственные посты. Совершил несколько походов в Индию , Иран , Южный Туркестан , завоевал в -1751 годах Пенджаб , в 1752 году Кашмир , в 1757 году Сирхинд и Синд , в - Белуджистан , в - Сейстан , в том же 1754 году - Хорасан и в 1752 году - Балх .

Во время правления Ахмад-шаха Дуррани устанавливаются первые дружественные контакты между Россией и Афганистаном путём отправки русским правительством в 1764 году миссии Богдана Асланова в Афганистан для заключения с Ахмад-шахом договора о взаимной дружбе.

Примечания

Литература

  • Губар, Мир Гулам Мохаммед, «Ахмад-шах - основатель афганского государства», Москва 1959
  • Ганковский Ю. В. «Империя Дуррани», Москва 1958

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. - Т. I. - ISBN 9965-9389-9-7.
Абдалийское княжество

Абдалийское княжество - феодальное государство, существовавшее в территории Афганистана в XV-XVIII веках

Абилмамбет-хан

Абилмамбет-хан (ок. 1690-1771) - хан Среднего жуза (1734-1771), сын Болат-хана и внук Тауке-хана.

Ахмад Шах

Ахмад Шах (перс. احمدشاه‎) - имя и почётный титул нескольких мусульманских правителей. При написании кириллицей имеет несколько вариантов.

Ахмад-шах Дуррани (1723-1773) - основатель Дурранийской державы

Ахмад Шах (Великий Могол) (1725-1775) - падишах Империи Великих Моголов (1748-1754)

Султан Ахмад-шах (1898-1930) - последний шах Ирана из династии Каджаров (1909-1925)

Ахмад Шах Масуд (1953-2001) - афганский полевой командир, министр обороны Афганистана (1992-1996)

Ахмад Шах (1930-2019) - бывший султан Паханга (1974-2019) и бывший король Малайзии (1979-1984)

Ахмад Шах (Талибан) (ок. 1970 - ок. 2008) - деятель Талибана

Ахмад Шах (Великий Могол)

Ахмад Шах Бахадур Муджахид уд-Дин Абу Наср (23 декабря 1725, Дели - 1 января 1775, Дели) - 14-й падишах Империи Великих Моголов в Индии в 1748-1754 годах.

Ахмад Шах был сыном Великого Могола Мухаммад Шаха (1719-1748). Мать его - Кудсия Бегум. По свидетельству современников, он был мягкого характера, однако малообразованный, не обладавший способностями военачальника, слабовольный. Вся власть в государстве в годы правления Ахмад Шаха была сосредоточена в руках его великого везиря (вазир-и мамлик) и наваба Ауда Сафдар Джанга (1748-1754). Несмотря на энергичные усилия последнего, ему не удалось укрепить разваливавшуюся ещё при Мухаммад Шахе Могольскую империю.

В начале 1748 года принц Ахмад и великий везирь Асаф Джах I поставлены падишахом Мухаммад Шахом во главе 75-тысячной армии и отправлены против афганского войска под предводительством Ахмад-шаха Дуррани, вторгшегося в долину Инда. Принц сумел одержать победу, за что получил от отца титул Бахадур. Ахмад Шах взошёл на трон 18 апреля, и 29 апреля 1748 года был коронован в делийском Красном форте благодаря удавшейся придворной интриге, за кулисами которой стояла его приёмная мать. Однако часть военачальников могольской армии отказались признавать его своим повелителем, так как финансовые ресурсы Великих Моголов были настолько истощены, что военным не из чего было заплатить жалование. Вследствие этого почти треть войска дезертировало. Слабостью империи вновь воспользовался правитель Афганистана Ахмад-шах Дуррани, вторгшийся в 1750 году в Синд и Гуджарат и захвативший эти провинции. В 1752 году Ахмад-шах Дуррани отобрал у Великих Моголов Кашмир. В то же время сикхи заняли Пенджаб. В результате территория Могольской империи сократилась до района вокруг её столицы, Дели.

2 июня 1754 года могольский падишах Ахмад Шах был свергнут с престола племянником низама Хайдарабада Газиуддином Имадом уль-Мульком, действовавшим при поддержке маратхских князей. Бывший падишах был ослеплён и скончался в темнице, где провёл ещё 20 лет. Преемником его на троне стал Аламгир II, при котором великим везирем был Газиуддин Имад уль-Мульк.

Бабуриды

Бабуриды или Великие Моголы - династия падишахов Могольской империи (1526-1857), основанная потомком эмира Тимура падишахом Захир ад-дином Мухаммад Бабуром. Название Великие Моголы было дано династии европейцами, ошибочно считавшими её представителей монголами.

Согласно ряду исследователей, термин могол восходит к персидскому, индийскому, а также арабскому названию монголов, и в нём подчеркивалось монгольское происхождение династии Тимуридов. В свою очередь В. В. Бартольд добавляет, что Тимур происходил из племени барлас.

Внешняя политика Таджикистана

Внешняя политика Таджикистана - общий курс государства Таджикистан в международных отношениях, основанный на содействии региональной безопасности для обеспечения независимости Таджикистана, желании защиты отечественных и иностранных инвестиций. Руководящим органом внешней политики Таджикистана является Министерство иностранных дел.

Газни

Газни́ (пушту غزني‎, дари غزنی Ġazni) - город в Афганистане, юго-западнее Кабула, на пути в Кандагар. Расположен на гористом плато.

Административный центр провинции Газни. Население - 150 тыс. чел. (2006).

Дурранийская империя

Дурранийская империя - историческое пуштунское государство, включавшее в себя территорию современных Афганистана, Пакистана, северо-восточную часть Ирана и северо-западную часть Индии, включая Кашмир. Была основана в Кандагаре в 1747 году полководцем Ахмад-шахом Дуррани. При его преемниках держава распалась на ряд самостоятельных княжеств - Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское. Современный Афганистан претендует на продолжение традиций дурранийской государственности.

Зембурек

Зембурек (замбурек, замбрук, замбарук от перс. زمبورک‎) - обобщающий термин для артиллерийской установки с малокалиберной пушкой (как правило, диаметр канала ствола колебался в диапазоне 40-65 мм), размещавшейся на верблюдах, и применявшейся частями верблюжьей кавалерии арабских, персидских, индийских, монгольских, китайских и других азиатских армий в XVIII-XIX веках, вплоть до начала XX века.

Зембуреки составляли особый самостоятельный род легкой мобильной артиллерии в армиях указанных государств. Это были небольшие орудия типа фальконета, перевозившиеся на верблюдах. Считалось, что артиллеристы на верблюдах, которые именовались "зембурекчи", способны были досаждать неприятелю подобно пчёлам (отсюда и название (в переводе с пуштунского - "маленькая пчёлка").

Помимо орудия каждый верблюд вёз на себе одного-двух зембурекчи и 40 зарядов, ядра которых весили от 300 до 800 г в зависимости от калибра; огонь из замбуреков можно было вести в движении. Американский исследователь армии Афганистана, полковник Ф.Коломбари, посвятивший зембурекам специальное военно-историческое исследование, утверждал, что гильзаи из Кандагара первыми (в 1722 г. при завоевании Ирана) догадались установить зембурек в седле на вращающемся стержне.

На поле боя зембуреки, как правило, располагались позади полевой артиллерии; иногда, чтобы обмануть противника, их прятали за рядами пехоты и конницы. Верблюды не боялись грохота выстрелов. Большая мобильность зембуреков позволяла допускать врага на расстояние картечного выстрела без особого риска для замбурекчи и их орудий. Залповый огонь из замбуреков наносил тяжелый урон противнику.

Известна громадная роль, которую они сыграли в битве при Панипате, где Ахмад-шах Дуррани имел около 2 тысяч таких орудий.

Зембуреки успешно использовались вплоть до XIX века, пока не были окончательно вытеснены в результате развития более мощной и точной лафетной артиллерии. Позднее зембуреки играли чисто декоративную роль, участвуя в военных парадах, а также служили для салютационной пальбы, во время выездов шаха и в период торжеств и празднований.

Ирдана-бий

Ирдана-бий (1720-1770), годы правления 1750-1770, четвёртый правитель из узбекской династии Мингов в Кокандском ханстве.

История Исламабада

История Исламабада (столицы Пакистана) сравнительно коротка, однако сам город расположен на землях с богатыми историческими традициями.

Лойя-джирга

Лойя-джирга (пушту لويه جرګه‎ «большой совет») - всеафганский совет старейшин (представителей), нерегулярно избираемый от этно-племенных групп для решения кризисных ситуаций (например, избрание короля). Аналог русского Земского Собора. Последняя Лойя-джирга (председатель Себгатулла Моджадиди) созывалась в 2002-2004 гг. для утверждения новой афганской конституции.

Мусульманские династии

Список мусульманских династий.

Пуштуны

Пушту́ны, пашту́ны (пушту پښتون‎ зап. , вост. , перс. پختون‎ , урду پٹھان‎, хинди पठान paṭhān ) или афга́нцы (перс. افغانی‎ [æfʁɒːniː]) - иранский народ, населяющий в основном юго-восток, юг и юго-запад Афганистана и северо-запад Пакистана, основными отличительными характеристиками которого служат восточноиранский язык пашто, традиции номадизма, кодекс чести Пуштунвалай и разветвлённая родо-племенная структура. Точная численность пуштунов не может быть подсчитана ввиду отсутствия переписей в Афганистане с 1979 года, но приблизительно она оценивается в 42 млн чел., из них только около 30 % проживает в Афганистане, где пуштуны - ведущий и доминирующий этнос страны.

Список монархов Афганистана

С расширением территории и централизацией власти в стране, единое государство получило название «Афганистан». Английский перевод названия, «Afghanland», ранее появлялось в различных договорах между британцами и правителями Персии. Это название ссылалось на земли, которые были населены в основном, пуштунскими племенами. Слово «Афганистан» в качестве названия для всего царства было впервые упомянуто в 1857 году Фридрихом Энгельсом. Оно стало официальным названием, когда независимость этой страны была признана мировым сообществом в 1919 году и было утверждено в качестве такового в Конституции 1923 года.

Тимур-Шах Дуррани

Тиму́р-Шах Дуррани́ (1748 - 18 мая 1793) - второй шах Дурранийской державы, старший сын Ахмада-Шаха Дуррани. Правил с 16 октября 1772 года до своей смерти 18 мая 1793 года.

Шахрох-шах

Шахрох-шах (21 марта 1734-1796) - четвертый и последний шах Персии из династии Афшаридов (1748-1795), сын Реза-Кули-мирзы (1719-1747) и внук знаменитого персидского шаха-полководца Надир-шаха.

В июне 1747 года в своей ставке в Хабушане (Хорасан) Надир-шах был убит своими военачальниками Мамад-Кули-ханом, Афшар-беком и Сафахом. После смерти Надир-шаха крупные персидские военачальники и сановники собрались для избрания нового шаха. Их выбор пал на систанского наместника Али-Кули-мирзу, племянника Надир-шаха, который прибыл в Исфахан и занял шахский престол под именем Адил-шаха. Адил-шах задумал избавиться от всех возможных претендентов на престол и решил истребить потомство своего дяди Надир-шаха. В Келате был убит слепой Реза-Кули-хан (1719-1747), старший сын Надир-шаха, вместе с 13 сыновьями. В Мешхеде был казнен Насрулла-мирза (1724-1747), второй сын Надир-шаха, вместе со всеми сыновьями. Избежал смерти только 14-летний Шахрох-мирза, сын Реза-Кули-мирзы. По приказу Адил-шаха Шахрох был отправлен в Мешхед и заключен в темницу. В заключении Шахрох-мирза провёл один год.

В октябре 1748 года хорасанские вельможи освободили принца Шахрох-мирзу из заключения в Мешхеде и повозгласили его шахом Персии. Ибрахим-шах, разбивший, свергнувший и ослепивший своего брата Адил-шаха, собрал войско и выступил из Исфахана в поход на Мешхед. Но в Семнане большая часть войска Ибрахим-шаха подняла бунт и перешла на сторону Шахрох-шаха. Ибрахим-шах бежал, но был схвачен и доставлен в Мешхед. Вскоре туда был привезен и Адил-шах. По распоряжению Шахрох-шаха Адил-шах и Ибрахим-шах были казнены. Таким образом, Шахрох-шах остался единственным правителем Персии.

По свидетельству современников, Шахрох-шах отличался прекрасными душевными качествами, был скоромен и человеколюбив. Однако ему пришлось не долго царствовать. В 1749 году в Куме, религиозном центре Ирана, произошло восстание, которое возглавил Мир Сеид - представитель свергнутой династии Сефевидов. В декабре повстанцы под предводительством Мир Сеида захватили Мешхед, Шахрох-шах был отстранен от трона и ослеплен. В январе 1750 года Мир Сеид провозгласил себя новым шахом и взошел на престол под именем Солеймана II. Через несколько месяцев военачальник Али-Юсуф свергнул Мир Сеида и вернул престол Шахрох-шаху.

После этого Шахрох-шах правил в Мешхеде сорок пять лет. Его влияние иногда распространялось на большую часть Хорасана, а временами ограничивалось одним Мешхедом и его окрестностями. В 1750 году к Мешхеду подошёл афганский шах Ахмад-шах Дуррани (1747-1772), который осадил город, но не смог взять его штурмом. В следующем 1751 году Мешхед захватил Амир Алам-хан, предводитель арабских племен. Амир Алам-хан правил в Мешхеде в течение трех лет. В 1754 году сторонники Шахрох-шаха схватили и казнили Амир Алам-хана. В том же 1754 году афганский шах Ахмад вторично вторгся в Хорасан и осадил Мешхед. Шахрох-мирза вынужден был прибыть в ставку Ахмад-шаха, заключил с ним унизительное соглашение и признал его верховную власть. Ахмад-шах назначил Шахрох-шаха наместником в Мешхедской области.

АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ

АХМА’Д-ШАХ ДУРРАНИ’ (около 1721—73 гг.)основатель независимого афганского государства, полководец. С 1738 г. на службе у персидского Надир-шаха. Участвовал в его военных походах. Проявив способности, стал военачальником. После смерти Надир-шаха (1747 г.) возглавил афганские отряды персидской армии и увел их в Афганистан. В этом же году провозглашен шахом Афганистана. Объединив все афганские племена, совершил походы в Индию, Персию, Туркестан, завоевав ряд территорий. В 1761 г. в битве при Панипате нанес поражение маратхам.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Ахмад-шах Дуррани (около 1721-73 гг.) - основатель независимого афганского государства, полководец. С 1738 г. на службе у персидского Надир-шаха. Участвовал …
  • АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ
    (ок. 1721 - 73) основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской …
  • АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ
    Дуррани (около 1721 - 1773), основатель независимого афганского государства - Дурранийской державы, шах с 1747. Из рода садозаев племени …
  • АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ
  • АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ
    (около 1721 - 73), основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской …
  • АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ
    (ок. 1721 - 73), основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской …
  • ШАХ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (перс.) - титул монарха в некоторых странах ближнего и среднего востока и делийском султанате. впервые стал употребляться в государстве сасанидов. …
  • АХМАД в Словаре значений Мусульманских мужских имен:
    Хвалимый, достойный …
  • ШАХ в Словаре экономических терминов:
    (перс.) - титул монарха в ряде государств Ближнего и Среднего Востока и Делийском султанате. Впервые стал употребляться в государстве Сасанидов. …
  • ШАХ в Большом энциклопедическом словаре:
    (перс.) титул монарха в некоторых странах Ближнего и Ср. Востока и Делийском султанате. Впервые стал употребляться в государстве …
  • ШАХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (перс.), титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока и в Индии (в Делийском султанате). Впервые титул Ш. стал …
  • ДУРРАНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (буквально - жемчужные), крупнейшая группа афганских племён (см. Афганцы). До 1747 были известны под названием абдали. Главные племена: баракзаи, …
  • ШАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (персид. Schah) - монарх, царь: титул персидских царей. Слово Ш., как титул, до царствования настоящей персидской династии употреблялось впереди собственного …
  • ШАХ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ШАХ в Энциклопедическом словарике:
    (персидское), титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока с эпохи …
  • ШАХ в Энциклопедическом словарике:
    I а, м., одуш. Титул монарха в некоторых восточных странах, а также лицо, носящее этот титул. Шахиня - жена шаха. …
  • ШАХ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. В нек-рых странах Востока - титул монарха, а также лицо, носящее этот титул, и прил. шахский, -ая, …
  • ШАХ
    в шахматах нападение фигуры или пешки на короля противника. При ряде непрерывно следующих друг за другом Ш., от к-рых король …
  • ШАХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (перс.), титул монарха в нек-рых странах Бл. и Ср. Востока и Делийском султанате. Впервые стал употребляться в гос-ве …
  • АХМАД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АХМ́АД ЮГНАКИ, узб. поэт 12 в. Дидактич. поэма "Подарок истин" (опубл. в …
  • ШАХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (перс. Schah) ? монарх, царь: титул персидских царей. Слово Ш., как титул, до царствования настоящей персидской династии употреблялось впереди собственного …
  • ШАХ
    ша"х, ша"хи, ша"ха, ша"хов, ша"ху, ша"хам, ша"ха, ша"хов, ша"хом, ша"хами, ша"хе, …
  • ШАХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ша"х, ша"хи, ша"ха, ша"хов, ша"ху, ша"хам, ша"х, ша"хи, ша"хом, ша"хами, ша"хе, …
  • ШАХ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Титул …
  • ШАХ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ШАХ в Новом словаре иностранных слов:
    1 (перс.) в нек-рых восточных странах - титул монарха. 2 (перс.) в шахматах - непосредственное нападение какой-л. фигуры …
  • ШАХ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ШАХ в словаре Синонимов русского языка:
    монарх, титул, ход, …
  • ШАХ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ШАХ в Орфографическом словаре:
    шах 2, -а (титул) ; после собственных имен пишется через дефис, напр.: над`ир-ш`ах, …
  • ШАХ в Орфографическом словаре:
    шах 1, -а (в …
  • ШАХ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 ! В некоторых странах Востока: титул монарха шах 1 титул В некоторых странах Востока: лицо, носящее этот титул шах …
  • ШАХ в Словаре Даля:
    муж. , влад. , тамб. мережка, большой вентер с крыльями, в несколько колен, сетка за сеткой; а крыло поставлено так, …
  • ШАХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в шахматах нападение фигуры или пешки на короля противника. При ряде непрерывно следующих друг за другом шахов, от которых король …
  • ШАХ
    шаха, м. (перс. sah - царь). Титул монарха Ирана, а также правителей нек-рых мусульманских вассальных государств …
  • ШАХ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    шаха, м. (перс. sah - царь). В шахматной игре - положение, при к-ром королю угрожает непосредственное нападение со стороны фигуры …
  • ШАХ в Толковом словаре Ефремовой:
    1. м. 1) Титул монарха в некоторых восточных странах. 2) Лицо, имеющее такой титул. 2. м. Положение в шахматной игре, …
  • ШАХ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. 1. Титул монарха в некоторых восточных странах. 2. Лицо, имеющее такой титул. II м. Положение в шахматной игре, …
  • ШАХ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Титул монарха в некоторых восточных странах. 2. Лицо, имеющее такой титул. II м. Нападение какой-либо фигурой или …
  • САИД АХМАД в Большом энциклопедическом словаре:
    (полное имя Саид Ахмад Хусанходжаев) (р. 1920) узбекский писатель, народный писатель Узбекистана (1980). Сборники рассказов, повесть "Приговор" (1958), роман "Горизонт" …
  • ХЕКМАТ АЛИ АСГЕР БЕН ХИШМАТ АЛЬ-МАМАЛИК АХМАД АЛИ ШИРАЗИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Али Асгер бен Хишмат аль-Мамалик Ахмад Али Ширази (р.1892, Шираз), иранский литературовед и государственный деятель. В 1918 окончил американский колледж …
  • ФАЙЗ АХМАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Файз, Ахмад Фаиз (р. 13.2.1911, Сиалкот), пакистанский поэт, критик, общественный деятель. Пишет на урду и панджаби. Учился в колледжах Сиалкота …
  • СИРХИНДИ АХМАД АЛЬ-ФАРРУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ахмад аль-Фарруки (1562-1624), глава суфийского ордена накшбандийя, распространённого в Средней Азии и Индии. Стремился ввести суфийское учение в русло ортодоксального …
  • САИД АХМАД-ХАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ахмад-хан (7.10.1817, Дели, - 1898), общественный деятель, религиозный реформатор, основатель движения мусульманского просветительства в Индии. Выходец из знатной мусульманской феодальной …
  • ПАКИСТАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исламская Республика Пакистан. 1. Общие сведения П. - государство в Южной Азии, на С.-З. Южноазиатского субконтинента. На Ю.-З. граничит с …
  • МЕНУЧЕХРИ АХМАД ИБН КОУС ДАМГАНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ахмад ибн Коус Дамгани (г. рождения неизвестен - умер 1040 или 1041), персидский и таджикский поэт. Придворный панегирист прикаспийского правителя …
  • КОХЗАД АХМАД АЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ахмад Али (р. 28.4.1908, Кабул), афганский историк. В 50-х гг. директор Кабульского музея, в 1956-1961 президент Исторического общества, с 1963 …
  • КАНДАГАР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город на Ю. Афганистана, у подножия отрогов Западного Гиндукуша; на важной транспортной магистрали Кабул - Кандагар - Герат. Административный центр …
  • ИНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне …
  • ДУРРАНИЙСКАЯ ДЕРЖАВА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    держава, раннефеодальное афганское государство (1747-1818), созданное после распада империи Надир-шаха Афшара в 1747. Важным фактором, способствовавшим объединению афганских земель в …

Ахмад-шах Дуррани (пушту), также известен как Ахмад-шах Абдали (пушту; 1723-1773) - основатель Дурранийской империи, которая является началом современного Афганистана. После убийства Надир-шаха Афшара, он стал эмиром Хорасана, а позже стал основателем и правителем собственной империи. Пуштуны Афганистана часто называют его Baba («отец»).

Биография

Ахмад Хан (позднее Ахмад-шах) родился в Мултане, Пенджаб, современный Пакистан. Происходил из рода садозаев пуштунского племени абдали (позднее дуррани), являясь вторым сыном Мухаммеда Заман Хана, главным из клана Абдали. В 1738 году был взят на службу к иранскому Надир-Шаху Афшару. Участвуя в походах Надир-Шаха, проявил себя талантливым военачальником и стал одним из его полководцев. После смерти Надир-Шаха в 1747 году Ахмад-шах Дуррани возглавил афганские части иранской армии и увёл их в Афганистан. В том же году был провозглашён шахом Афганистана.

Ахмад-шах объединил под своей властью все афганские племена, ханов которых привлекал на свою сторону щедрыми субсидиями, земельными дарениями и назначениями на важные государственные посты. Совершил несколько походов в Индию, Иран, Южный Туркестан, завоевал в 1748-1751 годах Пенджаб, в 1752 году Кашмир, в 1757 году Сирхинд и Синд, в 1750 - Белуджистан, в 1754 - Сейстан, в том же 1754 году - Хорасан и в 1752 году - Балх.

В 1761 году нанёс сокрушительное поражение в битве при Панипате маратхскому войску во время афгано-маратхской войны 1758-61. В последние годы жизни вёл малоуспешные войны с сикхами.

Во время правления Ахмад-шаха Дуррани устанавливаются первые дружественные контакты между Россией и Афганистаном путём отправки русским правительством в 1764 году миссии Богдана Асланова в Афганистан для заключения с Ахмад-шахом договора о взаимной дружбе.

Литература

  • Губар, Мир Гулам Мохаммед, «Ахмад-шах - основатель афганского государства», Москва 1959
  • Ганковский Ю. В. «Империя Дуррани», Москва 1958

(ок. 1721-1773) - афг. гос. деятель и полководец, основатель независимого афг. гос-ва. Происходил из рода садозаев (афг. племени дуррани). В 1738 был взят на службу к иран. Надир-шаху Афшару. Участвуя в походах Надир-шаха, проявил большие воен. способности и стал одним из его военачальников. После смерти Надир-шаха в 1747 А.-ш. Д. возглавил афг. отряды иран. армии и увел их в Афганистан. В 1747 был провозглашен шахом Афганистана. Объединил под своей властью все афг. племена, ханов которых привлекал на свою сторону щедрыми субсидиями, зем. пожалованиями и назначениями на гос. должности. Совершил ряд походов в Индию, Иран и Юж. Туркестан, завоевав Пенджаб (1748-51), Кашмир (1752), Сирхинд и Синд (1757), Белуджистан (1750), Сейстан (1754), Хорасан (1754) и Балх (1752). В 1761 нанес в битве при Панипате сокрушит. поражение маратхам (Афгано-маратхская война 1758-61). В последние годы жизни вел малоуспешные войны с сикхами. Ко времени А.-ш. Д. относятся первые дружеств. контакты между Афганистаном и Россией (отправка в 1764 рус. пр-вом в Афганистан миссии Богдана Асланова для заключения с Ахмад-шахом договора о взаимной дружбе).


Смотреть значение Ахмад-шах Дуррани в других словарях

Шах — м. влад. тамб. мережка, большой вентер с крыльями, в несколько колен, сетка за сеткой; а крыло поставлено так, что рыба, идучи вверх и вниз, заворачиваст в шах.
Толковый словарь Даля

Шах — шаха, м. (перс. sah - царь). Титул монарха Ирана, а также правителей нек-рых мусульманских вассальных государств Индии.
Толковый словарь Ушакова

Шах — Титул монарха в Иране и нек-рых других странах. Полный титул Ш. Ирана - шахиншах (царь царей).
Политический словарь

Шах Идрис — (1924–1996), выдающийся исследователь, популяризатор и практик суфизма.
Политический словарь

Шах — (перс.) -
титул
монарха в ряде государств Ближнего и Среднего Востока и Делийском султанате. Впервые стал употребляться в государстве Сасанидов. Последний Ш. был свергнут в Иране в 1979г.
Экономический словарь

Шах — Заимствование из персидского, в котором шах – "господин, государь".
Этимологический словарь Крылова

Шах — (перс.) - титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока и Делийском султанате. Впервые стал употребляться в государстве Сасанидов. Последний Ш. свергнут в Иране в 1979 г.
Юридический словарь

Ахмад Югнаки — узбекский поэт 12 в. Дидактическая поэма "Подарок истин"(опубликована в 1915-16).

Ахмад-шах Дуррани — (ок. 1721 - 73) - основатель и шах (с 1747) независимогоафганского государства (Дурранийской державы).
Большой энциклопедический словарь

Бирендра Бир Бикрам Шах Дева — (р. 1945) - король Непала с 1972.
Большой энциклопедический словарь

Захир Шах — Мухаммед (р. 1914) - король Афганистана в ноябре 1933 - июле1973. После ликвидации монархии 17 июля 1973 и провозглашения Афганистанареспубликой отрекся 12 августа от престола. В эмиграции.
Большой энциклопедический словарь

Махендра Бир Бикрам Шах Дева (1920-72) — король Непала в 1955-72. Покончилс вековой изоляцией Непала от внешнего мира. В 1960 распустил парламент иправительство. В 1962 ввел новую конституцию, утвердившую вместопарламентской........
Большой энциклопедический словарь

Мелик-шах — (Малик-шах) (1055-92) - сельджукский султан с 1072 (или 1073). Вгоды его правления государство Сельджукидов достигло наибольшегомогущества. Известен покровительством наукам........
Большой энциклопедический словарь

Надир-шах — Афшар (1688-1747) - шах Ирана с 1736. Пришел к власти послезавершения возглавляемой им борьбы за изгнание из Ирана афганцев и турок.Завоевал значительные территории в Индии, Ср. Азии, Закавказье.
Большой энциклопедический словарь

Реза-шах Пехлеви (1878-1944) — шах Ирана в 1925-41, основатель династииПехлеви. Отрекся от престола в сентябре 1941.
Большой энциклопедический словарь

Саид Ахмад — (полное имя Хусанходжаев) (р. 1920) - узбекскийписатель, народный писатель Узбекистана (1980). Сборники рассказов,повесть "Приговор" (1958), роман "Горизонт" (кн. 1-3, 1964-74) о событияхВеликой........
Большой энциклопедический словарь

Саид Ахмад-хан (1817-98) — основатель движения мусульманскогопросветительства в Индии, выступал за обновление ислама. В то же времяпроповедовал обособленность мусульманской общины.
Большой энциклопедический словарь

Тепа-и-шах — развалины города 2 в. до н. э. - 4 в. н. э. на древнем путииз Индии в Ср. Азию на р. Кафирниган (Таджикистан). Прямоугольная цитадельс башнями из сырцового кирпича, дворцом,........
Большой энциклопедический словарь

Фироз-шах Туглак — правитель Делийского султаната в 1351-88.
Большой энциклопедический словарь

Шах — в шахматах нападение фигуры или пешки на короля противника. При ряденепрерывно следующих друг за другом шахов, от которых король не можетукрыться, партия считается........
Большой энциклопедический словарь

Шах-джахан (1592-1666) — правитель империи Великих Моголов в Индии в1627-1658. Взойдя на престол, чтобы не осталось других претендентов,приказал убить всех своих братьев и племянников. Завоевал........
Большой энциклопедический словарь

Шер-шах — (Шер-хан) (1472-1545) - афганский правитель Бихара (насеверо-востоке Индии), победивший в двух битвах Великого Могола Хумаюна изавладевший его престолом, правил Могольской........
Большой энциклопедический словарь

Абулхасан Али Ибн Ахмад Вахиди Нишапури — (ум. в 1075/76 гг.) - известный богослов, собиратель хадисов и комментатор Корана.
Исторический словарь

Абупаср Ахмад Ибн Абдассамад Мишкан — - начальник придворной канцелярии Махмуда и его сына Масуда. Мастер эпистолярного стиля и знаменитый каллиграф. Известный историк Бейхаки - его ученик и помощник........
Исторический словарь

Ахмад I — Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1603-1617 гг. Сын Мухаммада III. Род. 18 апр. 1590 г. ? 22 ноября 1617 г. Когда Ахмад взошел на престол, ему исполнилось всего 14 лет.........
Исторический словарь

Ахмад Ii — Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1691-1695 гг. Сын Ибрахима. Род. 1 авг. 1643 г. ? 6 февр. 1695 г. Об этом султане пишут, что он любил музыку, поэзию и был меланхолическим........
Исторический словарь

Ахмад Iii — Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1703-1730 гг. Сын Мухаммада IV. Род. 1673 г. ? 1736 г. Ахмад взошел на престол в результате военного переворота, устроенного янычарами........
Исторический словарь

Ахмад Грань Ибн Ибрахим — Имам и эмир Харэра (Эфиопия), правивший в 1525-1543 гг. Род. ок. 1500 г. ? 1543 г. Эмират с центром в Харэре возник на развалинах древнего султаната Ифат-Адаль. К началу XVI в. авторитет........
Исторический словарь

Ахмад Сайф Ал-ислам — Король Северного Йемена из династии Хамидаддинов, правивший в 1948-1962 гг. Сын Йахйи ал-Мутаваккила. Род. 1891 г. ? 18 сент. 1962 г. Ахмад, официально провозглашенный в 1937 г. наследным........
Исторический словарь

Ахмад-шах — Шах Афганистана из династии Дуррани, правившей в 1747-1773 гг. Ж: принцесса Шахзаде-бегум, дочь Мухаммад-шаха Гургана, шахиншаха Индии. Род. 1723 г. ? 17 окт. 1772 г. Основатель Афганского........
Исторический словарь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: