Газ 3309 какое масло в двигатель. Техническое обслуживание

В данном разделе приведены работы, которые необходимо регулярно выполнять в промежутках между операциями технического обслуживания, предусмотренных сервисной книжкой.

8.1. Проверка уровня масла в картер двигателя

Уровень масла необходимо проверять на холодном неработающем двигателе, при этом автомобиль должен быть установлен на ровной площадке. Уровень масла должен быть между метками «П“ и "О» стержневого указателя (ближе к метке «П»). При необходимости долить масло.

Свежее масло заливать через маслозаливную горловину, закрываемую пробкой.

8.2. Проверка уровня масла в коробке передач и заднем мосту

Проверку уровня масла необходимо выполнять на автомобиле без нагрузки, установленном на ровную площадку, на остывших агрегатах.

Уровень масла в коробке передач должен быть по уровень нижней кромки заливного отверстия - рис. 8.1.

Уровень масла в заднем мосту (рис. 8.2) должен быть по уровень нижней кромки заливного отверстия.

Рис. 8.1. Проверка уровня масла в коробке передач:

Рис. 8.2, Проверка уровня масла и заднем мосту:

1 - пробка сливного отверстия;

2 - пробка заливного отверстия

8.3. Проверка уровня охлаждающей жидкости

Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке 2 (рис. 8.3) производить только на холодном двигателе.

Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30–50 мм.

Рис. 8.3. Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

1-пробка; 2 -бачок

Доливку охлаждающей жидкости производить через отверстие расширительного бачка, закрываемого пробкой. При частой доливке жидкости необходимо проверить герметичность системы охлаждения.

8.4. Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть между метками МIN и МАХ (рис. 8.4), нанесенными на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии - по нижнюю кромку заливного отверстия.

Если уровень электролита ниже нормы, необходимо снять крышку 1, отвернуть пробки 2 и через отверстия 3 долить в элементы батареи до нормы дистиллированную воду; затем завернуть пробки 2, предварительно проверив чистоту вентиляционных отверстий в них и установить крышку 1. После этого необходимо протереть наружные поверхности батареи чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или питьевой соды.

Рис. 8.4. Аккумуляторная батарея:

1- крышка; 2 - пробка; 3 - заливное отверстие

Необходимо постоянно следить за чистотой клемм батареи и зажимов проводов, а также за надежностью их соединений.

При установке батареи на автомобиль необходимо следить за тем, чтобы провода были соединены в соответствии с полярностью, указанной на их наконечниках и клеммах батареи (положительная клемма больше отрицательной).

Перед установкой на автомобиль батареи заряжаются до плотности 1,25-1,27 г/см 3 . В зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля плотность электролита должна быть скорректирована (см. Инструкцию по эксплуатации аккумуляторных батарей).

При длительной стоянке автомобиля отсоединить батарею от корпуса автомобиля для обеспечения пожарной безопасности.

Выключатель батареи (устанавливается на части автомобилей). Для отключения аккумуляторной батареи при длительной стоянке или при ремонте электрооборудования справа от сиденья водителя установлен выключатель 12 (см. рис. 5.1) батареи.

Во избежание выхода из строя некоторых изделий электрооборудования не допускается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе.

8.5. Проверка уровня масла в бачке системы гидроусилителя руля автомобиля газ-3309

Бачок системы гидроусилителя руля установлен под капотом на щитке передка кабины с левой стороны.

Уровень масла в бачке должен быть между метками МАХ и MIN, нанесенными на корпусе бачка.

Рис. 8.5. Проверка уровня масла в бачке системы ГУР

8.6. Натяжение ремней привода агрегатов

8.6.1. Двигатель Д-245.7 Е3

Натяжение ремня вентилятора проверяется нажатием на середину ветви между шкивами коленчатого вала и генератора с усилием 4,0 даН (4,0 кгс), при этом величина прогиба должна быть в пределах 12–17 мм. Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить крепление генератора, повернуть его и натянуть ремень.

Затянуть болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора. Натяжение ремня считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала - шкив генератора (рис. 8.6) находится в пределах 12–17 мм при нажатии на него с усилием 4,0 даН (4,0 кгс).

Рис. 8.6. Проверка натяжения ремня вентилятора

8.6.2. Двигатель ЗМЗ-5231

Контроль натяжения ремней осуществляют пружинным динамометром. Ремень натянут правильно, если при нагрузке 4,0 даН (4,0 кгс) на середине участка между шкивами генератора и вентилятора про гиб будет в пределах 10–15 мм.

8.7. Уход за колесами и шинами

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо производить своевременную подтяжку гаек крепления колес, чтобы избежать разбивания крепежных отверстий, удалять ржавчину с колес и производить их подкраску.

Для обеспечения наибольшего срока службы шин следует руководствоваться следующими правилами:

  • поддерживать в шинах требуемое давление. Давление проверяется на холодных шинах перед выездом. На остановках в пути следует осматривать шины и визуально контролировать в них давление воздуха. Не ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния. Не уменьшать давление в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух, так как во время движения увеличение давления неизбежно вследствие нагрева в них воздуха;
  • производить балансировку колес. На заводе шины в сборе с колесами балансируются динамически с помощью грузиков, устанавливаемых с обеих сторон на закраинах обода. Проверку и балансировку колес с шинами следует производить на специальном стенде. Дисбаланс колеса с шиной не должен превышать 25 г/м;
  • при возвращении из поездки и на остановках следует осматривать шины и удалять из них посторонние предметы. Ставить автомобиль следует на чистом и сухом месте. Не допускайте попадания на шины масла, бензина, масляной краски;
  • не допускайте стоянки автомобиля на спущенных шинах;
  • перестановку шин (рис. 8.7) следует производить по необходимости. Основанием для перестановки шин могут служить необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надежные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.

Рис. 8.7. Схема перестановки шин

Предельная степень износа протектора покрышки соответствует остаточной глубине канавок 1,6 мм, что определяется замером или по индикаторам износа. Индикаторы износа, высота которых 1,6 мм в виде сплошных полосок резины, расположены в поясах протектора и отмечены на боковинах покрышки значками TWI.

8.8. Замена колес

Замену колеса производить в следующем порядке:

  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить упоры под колеса со стороны, противоположной снимаемому колесу;
  • ослабить затяжку шести гаек снимаемого колеса;
  • поставить домкрат (рис. 8.8) под балку передней оси или заднего моста вблизи снимаемого колеса и вывернуть винт 2 рукой до упора в указанные детали. При подъеме колеса на грунте под основание домкрата рекомендуется подкладывать брус или доску;

Рис. 8.8. Домкрат: 1 - головка; 2 - винт; 3 и 4 - рабочие плунжеры; 5 - рычаг; 6 - нагнетательный плунжер; 7 - запорная игла; 8 - пробка

  • завернуть запорную иглу 7 до отказа вправо (по часовой стрелке), вставить вороток в рычаг 5 и качанием воротка производить подъем автомобиля настолько, чтобы снимаемое колесо оторвалось от поверхности на 4-5 мм.

В случае отказа домкрата в подъеме сделать несколько качаний воротком при открытой запорной игле 7 для удаления воздуха, который мог попасть в рабочую полость домкрата.

Ограничение подъема плунжеров механическое, при возрастании усилия на рычаге в конце подъема - подъем прекратить;

  • отвернуть шесть гаек крепления колеса, сменить колесо и за вернуть гайки;
  • опустить автомобиль с домкрата, медленно открывая запорную иглу 7, поворачивая ее влево (против часовой стрелки);
  • затянуть шесть гаек крепления колеса и убрать клинья;
  • довести до нормы давление воздуха в шинах.

При пользовании домкратом и его хранении соблюдать следующие правила:

  1. Для устойчивости автомобиля под колеса противоположной стороны следует подкладывать упоры и затормаживать стояночным тормозом.
  2. Запрещается производить какие бы то ни было работы под автомобилем, приподнятым на домкрате.
    Для выполнения регулировочных и монтажно-демонтажных работ следует поднять автомобиль домкратом и опустить его на подставки.
  3. При хранении домкрата винт должен быть ввернут, рабочий и нагнетательные плунжеры опущены, а запорная игла отвернута на 1–2 оборота.
  4. Заполнять домкрат чистым профильтрованным маслом ВМГЗ-С или МГЕ-10А до уровня наливного отверстия.

При температуре окружающей среды до минус 40° С допускается применять трансформаторное масло.

Применять другие масла и жидкости, в том числе тормозную, запрещается.

Нужно своевременно устранять неисправности домкрата. Просачивание масла в плунжерах и запорной игле устраняется подтягиванием гаек сальников. Подтекание масла в соединения частей корпуса устраняется подтягиванием головки корпуса. При износе сальников их следует заменить.

Отказ в работе домкрата происходит из-за наличия воздуха в рабочей полости или из-за западания клапанов. Для устранения неисправности необходимо несколько раз легко постучать по рычагу нагнетательного плунжера и продолжить подъем. Чтобы избежать попадания воздуха в рабочую полость домкрата, не следует поднимать рабочий плунжер рукой при закрытой игле.

Неполный подъем рабочего плунжера домкрата происходит из-за недостатка масла. Необходимо периодически проверять количество масла в домкрате и при его низком уровне добавлять. Уровень масла должен доходить до наливного отверстия, закрытого пробкой 8.

Отказ в работе, кроме указанных причин, может быть вызван попаданием грязи внутрь домкрата. Для очистки от грязи надо вместо масла залить чистый керосин и произвести прокачку домкрата при отвернутой запорной игле, после чего удалить керосин и залить масло.

8.9. Уход за кабиной

Кабина автомобиля изготовлена из современных материалов и защищена от коррозии высококачественными защитными материалами. Автомобильная система покрытий состоит из нескольких слоев:

  • катафорезная грунтовка;
  • покрывная эмаль различных цветов (на меламиноалкидной основе или двухслойная система на акриловой основе - базисная эмаль плюс лак).

Для антикоррозионной защиты и для защиты от абразивного износа на днище кабины, арках колес, порогах пола по катафорезной грунтовке нанесена пластизольная мастика горячей сушки.

Основа долговечности кабины заложена заводом-изготовителем. Однако сохранение необходимых защитных и декоративных свойств покрытий зависит от правильного ухода, климатических условий, экологического состояния окружающей среды и условий хранения автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля требуется постоянный профилактический уход за лакокрасочным покрытием кабины, который заключается в своевременной и правильной мойке, в обработке полировочными средствами, а также в своевременной подкраске поврежденных участков.

Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия кабины необходимо вымыть ее при первой же возможности:

  • после дождя, чтобы предотвратить агрессивное воздействие кислотных осадков;
  • после езды по дорогам, посыпанным солью;
  • при попадании на покрытие таких загрязнений, как сажа, сок, выделяемый листьями деревьев, птичий помет, содержащий химически активные вещества, которые изменяют цвет декоративного покрытия и вызывают отслаивание эмали;
  • при появлении отложений пыли и грязи.

Летом автомобиль следует мыть на открытом воздухе в тени. Если это невозможно, то необходимо сразу же протереть вымытые поверхности насухо, так как при высыхании капель воды на солнце на окрашенной поверхности образуются пятна. Не рекомендуется мыть автомобиль на морозе.

Автомобиль следует мыть мягкой губкой с применением автошампуней. После мойки следует тщательно ополоснуть автомобиль большим количеством чистой воды. Протирать промытые поверхности рекомендуется насухо мягкой тканью (фланелью). Необходимо помнить, что зафланцовки дверей, капота, крышки багажника, соединении моторного отсека, проемов дверей, сварные швы особенно сильно подвержены агрессивному воздействию солевых составов, используемых для борьбы с гололедом. Поэтому необходимо регулярно очищать эти места от различных загрязнений, так как накопившаяся грязь приводит к разрушению защитно-декоративного покрытия и к коррозии металла. Следы коррозии по зафланцовкам и сварным соединениям носят поверхностный характер и в начальной стадии могут быть удалены полировочными пастами.

Если в регионе, где эксплуатируется автомобиль, для обработки дорог применяются солевые составы, то необходимо регулярно мыть днище кабины. Это предотвратит образование грязесолевых отложений и коррозионные повреждения днища кабины и деталей шасси. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля покрытие днища кабины подвергается воздействию гравия, песка, поэтому в начале и конце осенне-зимнего периода необходимо проверять состояние днища и, при необходимости, приводить в порядок поврежденные участки на днище кабины.

Регулярная полировка кабины с примененном полировочных материалов способствует защите лакокрасочного покрытия и помогает сохранить его декоративные свойства (особенно у автомобилей, хранящихся на открытом воздухе). Перед полированием окрашенную поверхность следует тщательно промыть водой и протереть насухо. Полирование производить согласно инструкции изготовителя конкретного полирующего средства. Запрещено использовать при полировании агрессивные очистители и прочие вещества, которые могут повредить лакокрасочное покрытие кабины.

Храните автомобиль в гараже или под навесом. При длительном хранении автомобиля на открытой стоянке на лакокрасочном покрытии может появиться дефект «поверхностные включения в лакокрасочную пленку железосодержащих частиц». Указанный дефект вызывают частицы железа и его окислов, попадающие на окрашенную поверхность автомобиля вместе с атмосферной пылью. Дефект носит поверхностный характер и не нарушает целостности покрытия. Указанный дефект устраняется полированием с применением шлифовочно-полировочных паст.

В случае попадания на поверхность кабины битума, необходимо немедленно удалить его уайт-спиритом или автоочистителем битумных пятен, так как битум вызывает пожелтение светлого покрытия.

Отрицательное действие на лакокрасочное покрытие оказывают также моторные и трансмиссионные масла, тормозная жидкость, кислота, щелочь, раствор соды и другие агрессивные жидкости. Для удаления подобных загрязнений следует промыть загрязненный участок водой. В случае неполного удаления загрязнения следует применять специальные средства, которые можно приобрести в магазине автомобильных аксессуаров.

8.10. Виды техничкского обслуживания автомобиля

Установлены следующие виды технического обслуживания:

  1. Ежедневное обслуживание (ЕО).
  2. Первое техническое обслуживание (ТО-1) - через 5000 км пробега.
  3. Второе техническое обслуживание (ТО-2) - через 20000 км пробега.
  4. Сезонное техническое обслуживание (СО).

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2.

Периодичность первого и второго технических обслуживании устанавливается в зависимости от следующих условий эксплуатации автомобиля.

Категория условий эксплуатации Условия работы автомобиля Периодичность ТО, км
ТО-1 ТО-2
I 1. Автомобильные дороги I, И, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонные и Асфальтобетонные покрытия. 5000 20000
II 1. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а Также в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.
2. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.
4500 18000
3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного. 4500 18000
III 1. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.
2. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), Автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей.
3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов,
улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия.
4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами.
5. внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием.
6. зимники.
4000 16000
IV 1. улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами.
2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовые неукрепленные или укрепленные местными материалами покрытия.
3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии.
3500 14000
V 1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и Т. п. в периоды, когда там возможно движение. 3000 12000

8.11. Работы, выполняемые при техническом обслуживании

8.11.1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Содержание работ и методика их проведения Технические Требования Инструмент и принадлежности
1 2 3
Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости, долить до нормы Уровень масла должен быть между метками О и П стержневого указателя (ближе к метке П) Воронка, масло для заправки двигателя
Проверить наличие жидкости в системе охлаждения. При необходимости, долить охлаждающей жидкости в расширительный бачок Уровень охлаждающей жидкости в пополнительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30 мм
Проверить наличие жидкости в бачке системы привода тормозов и сцепления Сигнализатор Аварийного уровня тормозной жидкости не должен гореть По сигнализатору на панели приборов
Проверить наличие топлива в баке, при необходимости, долить По указателю уровня топлива на панели приборов
Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости, довести его до нормы. Давление проверять на холодных шинах. Давление воздуха в шинах - в соответствии с разделом «Техническая характеристика»
Проверить герметичность системы охлаждения, гидропривода управления тормозами и сцепления, систем питания и смазки двигателя, гидроусилителя руля* Подтеканий Топлива, масла и тормозной жидкости не должно быть**
Проверить состояние шлангов топливопроводов Трещины на шлангах не допускаются Визуально
Проверить работу двигателя и исправность его систем. Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 40–50° С, нажать несколько раз на педаль дроссельных заслонок (для ГАЗ-3307) или педаль управления подачей топлива (для ГАЗ-3309) Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу, легко переходить с малой частоты вращения на повышенную. Не должно быть перебоев, стуков и посторонних шумов. давление масла на оборотах холостого хода не должно превышать 0,1 МПа (1 кгс/см 2), лампа сигнализатора аварийного давления масла должна выключаться На слух и по приборам на панели приборов
Проверить уровень масла*** в бачке гидроусилителя руля (для ГАЗ-3309) Уровень масла должен быть между метками на щупе в крышке бачка Воронка, масло для гидросистем марки «Р», марки «А», масло ВМГЗ
Проверить исправность привода и действие стояночной тормозной системы Рычаг привода должен перемещаться на 15–20 зубьев (контролируется по щелчкам) при приложении максимального усилия 60 даН (60 кгс)
Проверить исправность рабочей тормозной системы. Проверку производить при работающем на режиме холостого хода двигателе и при нажатии с максимальным усилием на педаль тормоза 1. в момент нажатия на педаль должно прослушиваться шипение воздуха в фильтре гидровакуумных усилителей тормозов, расположенного за сиденьем водителя на полу кабины На слух
2. зазор между педалью и полом кабины должен быть не менее 25 мм

3. не должен гореть сигнализатор аварийного уровня тормозной жидкости

4. по истечении десяти минут после остановки двигателя не должны загораться сигнализаторы неисправности вакуумного привода тормозов.

Визуально
Проверить исправность генератора при работе двигателя на средних оборотах и включенных потребителях (дальний свет фар) Указатель Тока не должен указывать разряд Визуально
Проверить действие светосигнальных приборов, омывателя и стеклоочистителя, звукового сигнала При работающем двигателе убедиться в исправности приборов путем последовательного включения их в работу

* Для ГАЗ-3309.

** Потение, образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений и сапунов, не нарушающие нормальной работы агрегатов, узлов и не влияющие на расход смазки, не являются браковочными признаками.

*** При недостаточном уровне масла в бачке необходимо проверить герметичность системы гидроусилителя руля.

8.11.2. Периодическое техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, СО)

Работы по периодическому техническому обслуживанию приведены в сервисной книжке, прикладываемой к автомобилю.

8.11.3. Смазка автомобиля

  1. Рекомендованными к применению являются моторные масла, обозначаемые товарными знаками ОАО «Лукойл».
    Запрещается использование других марок горючесмазочных материалов и жидкостей, кроме указанных в подразделе 8.11.4.
  2. Перед тем, как производить смазку, нужно удалить грязь с пресс-масленок и пробок, чтобы избежать проникновения ее в механизмы автомобиля.
  3. Производить смазку шприцем следует до тех пор, пока свежая смазка не покажется из мест стыков деталей узла, подвергающегося смазке.
  4. При замене моторного масла на масло другой марки или другой фирмы рекомендуется промывка системы смазки промывочным маслом.

Запрещается смешивание (доливка) моторных масел различных марок и различных фирм.

8.11.4. Карта смазки

Наименование узла, агрегата Количество Точек Количество смазочного материала Наименование смазки Температура применения
Картер двигателя ЗМЗ-5231 1 10 Л См. (табл. 2)
Картер двигателя Л-245.7 ЕЗ 1 12 Л Масла моторные «Лукойл Авангард» SAE 15W-40 или М-10 Г 2 к Летом
Масла моторные «Лукойл Супер“ SAE 5W-40 или М-8Г 2 к Зимой
Масла моторные SAE 15W-40 API CF-4, CF-4/SG Всесезонно до минус 15°С
Масла моторные SAE 5W-40 API CF-4, CF-4/SG Всесезонно до минус 25°С
Втулка ротора датчика-распределителя зажигания (ГАЗ-3307) 1 Масло для двигателя
Подшипники водяного насоса (ГАЗ-3307) 1 15 г Литол 24
Дублирующая смазка ЛИТА
Всесезонно
Подшипник муфты выключения сцепления (ГАЗ-3307)- 1 20 г Литол-24
Дублирующая смазка ЛИТА
Всесезонно
Картер коробки передач 1 6 л Масло Трансмиссионное ТСп-15К или ТАП-15В или "Супер Г-3“ или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5“ SAE 85W-90 От минус 25°С до плюс 45° С
Масло Трансмиссионное ТСп-10 Ниже минус 25° С
Смесь масла ТСп-15К или ТАП-15В или "Супер Т-3“ или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 с 10 _ 15% дизельного топлива марки А Ниже минус 25° С
Всесезонно от минус 40° С до плюс 25° С
Подшипники шарниров карданных валов 50 г ГАЗ-3307)
60 г (ГАЗ-3309)
Смазка № 158 Дублирующая смазка ЦИАТИМ-201 Всесезонно
Шлицевое соединение карданного вала 1 200 г Смазки солидол Ж, солидол С Всесезонно
Подшипник опоры промежуточного карданного вала 1 50 г Смазка Литол-24.
Дублирующая смазка ЛИТА
Всесезонно
Картер заднего моста и подшипники ступиц задних колес 1 8,2 Л Выше минус 25° С
Ниже минус 25° С
Масло Трансмиссионное ТСз-9 гип Ниже минус 25°С
Смесь масла «Супер Т-3“ или "Лукойл ТМ-5“ SAE 85W-90 или "Девон Супер Т» с 10–15% дизельного топлива марки «А» Всесезонно
Масло «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 от минус 40°С до плюс 25° С
Стержень буксирного прибора 1 15 г Смазки Литол-24, солидол Ж или солидол С Всесезонно
Амортизаторы 4 1,6 Л АЖ-12Т. дублирующая жидкость - масло веретенное АУ Всесезонно
Подшипники шкворней поворотных кулаков 4 30 г Смазка солидол Ж или солидол С Всесезонно
Подшипники ступиц передних колес 2 500 г Смазка Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА Всесезонно. для холодной климатической зоны
Картер рулевого механизма 1 0,6 Л (ГАЗ-3307) 0,45–0,5 л (ГАЗ-3309) Масло Трансмиссионное «Супер Т-3“ или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 Всесезонно
Карданные шарниры рулевого привода 5 25 г Всесезонно
Шарниры поперечной рулевой тяги 2 6 г Литол-24. дублирующие смазки - солидол Ж, солидол С, смазка ЛИТА Всесезонно
Шарниры продольной рулевой тяги 2 6 г (ГАЗ-3307)
60 г (ГАЗ-3309)
Литол-24. дублирующая смазка ЛИТА Всесезонно
Шарнир силового цилиндра гидроусилителя рулевого привода (ГАЗ-3309) 1 15 г Смазки Литол-24, солидол Ж, солидол С Всесезонно
Гидроусилитель рулевого привода (ГАЗ-3309) 1 1,8 Л Масло для гидромеханических и гидрообъемных передач марки Р От минус 35°С до плюс 40°С
Масло для гидромеханических и гидрообъемных передач марки А Только в летний период
Масло вМГЗ Только в летний период (ниже минус 35°С)
Воздушные фильтры вентиляции (ГАЗ-3309) топливного бака 2 0,1 Л Масло для двигателя Всесезонно
Пополнительный бачок гидравлического привода тормозов 1 1,35 Л Тормозная жидкость «РОС-ДОТ». Дублирующая жидкость «Томь» класса III марки «А» Всесезонно
Пополнительный бачок гидравлического привода сцепления 1 0,2 Л Тормозная жидкость «РОС-ДОТ». Дублирующая жидкость «Томь» класса III марки «Л» Всесезонно
Клеммы Аккумуляторной батареи - ГАЗ-3307, (аккумуляторных батарей - ГАЗ-3309) 4
(ГАЗ-3307)
30 г Смазка пушечная ПВК или солидол Всесезонно
8 (ГАЗ-3309)
4
40 г
Петли дверей 80 г Смазки Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Система охлаждения двигателей 1 25,5 Л (ГАЗ-3307) 16л Охлаждающие жидкости: ОЖ-40 «Лена», ТОСОЛ-А40М, «Cool Stream Standard 40», «Термосол» марки А-40 Выше минус 40°С
(ГАЗ-3309) ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ-А65М, «Cool Stream Standard 65». «Термосол“ марки А-65 Ниже минус 40° С

Таблица 2


Допускаются к применению моторные масла с более высокими эксплуатационными свойствами:

По классу вязкости: SAE 15W-30; SAE 15W-40; SAE 10W-30; SAE 10W-40; SAE 5W-30; SAE 5W-40 - и эксплуатационными свойствами - БЗ или БЗ/Д1 по СТО ААИ 003–98 и SF или SF/CC, SG- или SG/CD по API.

Бензины, применяемые в автомобиле

Таблица 3


При использовании дублирующего бензина требуется увеличение угла опережения зажигания на 4» по коленчатому валу.

8.12. Элементы, заменяемые на автомобиле при его техническом обслуживании

8.12.1. Автомобиль ГАЗ-3309

При обслуживании автомобиля подлежат замене следующие элементы:

1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива.

Обозначение фильтра - ФТ020–1117010.

Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива состоит в периодическом сливе отстоя.

Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.

Для удаления воздуха необходимо:

  • отвернуть пробку 3 (рис. 8.9) на корпусе топливного насоса и отвернуть на 1–2 оборота штуцер 1 на фильтре тонкой очистки топлива;
  • прокачать систему с помощью подкачивающего насоса 2, при появлении топлива завернуть вначале штуцер 1, затем пробку 3.

Рис. 8.9. Удаление воздуха из системы топливоподачи:

1 - штуцер; 2 - насос подкачивающий; 3 - пробка

2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра.

Обозначение элемента - 4301–1109013–10, 4301.1109013–20, GB-502 или ЕF-43К.

3. Неразборный масляный фильтр.

Обозначение фильтра - ФМ009–1012005 или М5101.

При установке фильтра на коропус резиновую уплотнительную прокладку необходимо смазать моторным маслом и завернуть фильтр на корпус.

После касания прокладкой корпуса довернуть фильтр еще на ¾ оборота. Установку фильтра производить только усилием рук.

Вместо фильтра ФМ009–1012005 или М5101 допускается установка фильтров-заменителей Х149 фирмы «ACDelco» (Франция) и L37198 компании «Purolator» Италия) с основными размерами:

  • по диаметру - 92–96 мм;
  • по высоте - 140–153 мм;
  • по посадочной резьбе ¾ -16UNF.

4. Фильтрующий элемент ШНКФ 453473 бачка системы ГУР. При установке неразборного бачка ЯМЗ.993.003 системы ГУР, бачок заменяется в сборе.

5. Фильтр предварительной очистки топлива.

Обозначение фильтра - PRELINE 270. Обслуживание фильтра предварительной очистки топлива состоит в периодическом сливе отстоя воды и частиц из водосборника.

Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку водосборника и слить отстой до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.

При загрязнении заменить сменный фильтрующий элемент PRELINE 270 на новый.

8.12.2. Автомобиль ГАЗ-3307

1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива.

Обозначение фильтра - 2108–1117010–03.

При установке фильтра необходимо следить за тем, чтобы стрелка на корпусе фильтра совпадала с направлением движения топлива. Обслуживания фильтр не требует.

2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра.

Обозначения фильтрующего элемента следующие: 3102–1109013–02, -03, -04, -05, -06, -08, -09, -10, 31029–1109013, 31029–1109013–01, -02, -03 или 18.35.04/20.00.00 или

В 4202 или GB-99.

3. Масляный фильтр (рис. 8.10) полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом «Реготмас 440А-1–06“ или "Реготмас 440А-1–05».

Фильтрующий элемент подлежит замене при каждой смене масла в двигателе. Для этого необходимо:

Отвернуть фильтр руками за его верхнюю часть. При заедании допускается отворачивать фильтр ключом 30 мм за шестигранник на верхней части корпуса 1;

Рис. 8.10. Масляный фильтр:

1-корпус фильтра (верхняя часть); 2-пружина; 3-опорная шайба; 4-уплотнительное кольцо; 5-кольцо жесткости; 6- фильтрующий элемент; 7-трубка корпуса фильтра; 8-пробка перепускного клапана; 9-прокладка перепускного клапана; 10-прокладка корпуса фильтра; 11-шарик перепускного клапана; 12-стержень масляного фильтра; 13-прокладка фильтрующего элемента; 14-корпус фильтра (нижняя часть); 15-прокладка фильтра; 16-проставка фильтра; 17-шайба; 18-соединительная гайка; 19-прокладка проставки; 20-соединительный штуцер; 21-уплотнительная прокладка; 22-уплотнительное кольцо

  • принять меры, исключающие попадите масла на двигатель;
  • предохранить масляную полость проставки 16 от возможного загрязнения, закрыв ее сверху чистой ветошью;
  • осторожно отвернуть гайку 18 на соединительном маслоподводящем стержне 12, слить масло из корпуса фильтра;
  • разъединить секции 1 и 14 и заменить фильтрующий элемент 5.
  • проверить наличие и правильную установку деталей уплотнения 2, 3, 4, 5, 10, 13 и шайбы 11 согласно рис. 8.10, соединить секции и закрепить гайкой 18.

Необходимо следить за состоянием верхнего резинового уплотнительного кольца 4 и заменить его при потере упругости и деформации.

В противном случае к подшипникам коленчатого вала будет поступать неотфильтрованное масло.

  • смазать моторным маслом прокладку 15, поставить фильтр на двигатель, завернуть его руками до начала сжатия прокладки /5 и довернуть на 0,5–1 оборот;
  • пустить двигатель. При наличии подтеканий масла при работе двигателя с повышенной частотой вращения в течение нескольких минут довернуть фильтр руками. Затяжка ключом не допускается.

Предупреждение.

  1. Недопустимо отвертывание или затяжка ниппельных гаек трубок полнопоточного фильтра вместе с переходным штуцером. При этом необходима предварительная фиксация последнего ключом.
  2. Фильтрующий элемент в эксплуатации подлежит немедленной замене при проявлении характерного свиста от срабатывающего перепускного клапана и проставке 16 при работе двигателя.
  3. Запрещается использовать фильтрующие элементы автомобилей КАМАЗ, т.к. из-за большей высоты (на 10 мм) они упираются в верхнюю часть корпуса фильтра и не пропускают масло.

ГАЗ 3309 является популярным бортовым грузовиком, выпуск которого осуществляет «Группа ГАЗ». С момента начала производства автомобиль несколько раз обновляли. Последняя генерация получила современные силовые установки, соответствующие экологическому классу «Евро-4», что расширило сферу ее применения. Модель не выделяется высокой проходимостью и больше подходит для эксплуатации в городской черте и для транспортировки грузов по дорогам, имеющим твердое покрытие.

На базе ГАЗ 3309 разработаны различные специальные модификации: манипуляторы, топливозаправщики, автоцистерны, автофургоны, мусоровозы, самосвалы и другие. За счет этого популярность модели остается на стабильном уровне, несмотря на наличие серьезных конкурентов.

Общие сведения

Разработка нового поколения грузовиков среднетоннажного типа началась на заводе ГАЗ еще в конце 1960-х годов. Изначально создатели планировали модернизировать действующие варианты автомобилей. Первые прототипы были представлены в 1972 году и получили обозначение ГАЗ 53-11. Они отличались новой кабиной и оперением. После испытаний стало ясно, что заводу необходима принципиально другая модель. В тот момент главный конкурент ГАЗ разрабатывал новое поколение среднетоннажных грузовиков ЗИЛ-169Г. В 1976 году руководство страны постановило начать глобальную дизелизацию, и на Горьковском заводе решили оборудовать новинку дизелем с воздушным охлаждением, лицензию на производство которого планировалось закупить в Германии.

В 1981 году состоялась премьера второго прототипа автомобиля, а в 1986 году – модели ГАЗ 3307, которая и стала базой для создания ГАЗ 3309. Модели были полностью унифицированными, а внешние отличия заключались лишь в расположении трубы воздухозаборника мотора. Производство ГАЗ 3309 стартовало в 1994 году, а уже через 2 года автомобиль полностью вытеснил карбюраторный ГАЗ 3307.

Первые варианты комплектовались 4-цилиндровыми агрегатами мощностью 116 л.с. Позднее появились 6-цилиндровые дизели. У потребителей грузовик сразу стал очень популярен, поскольку имел высокие технические показатели при низкой стоимости.

Однако в истории ГАЗ 3309 были и черные полосы. В 1997 году выпуск дизельных агрегатов на Горьковском автозаводе признали экономически нецелесообразным, вследствие чего автомобиль лишился мотора, и его производство было прекращено. Предприятие вернулось к выпуску карбюраторных ГАЗ 3307. Реанимировали ГАЗ 3309 лишь в 2001 году. Модель стали комплектовать дизельными двигателями ММЗ Д-245.7 минского моторного завода.

С 2006 года машину начали оснащать агрегатами, соответствующими классу «Евро-2». В 2008 году автомобиль обзавелся новой силовой установкой, отвечающей требованиям «Евро-3». Также появилась возможность монтажа предпускового подогревателя. В 2013 году семейство ГАЗ 3309 получило в качестве базового мотора турбодизель Д-245.7 Е-4 (ММЗ) большей мощности. Также предлагались версии с дизелем Cummins ISF 3.8L, сертифицированным в 2013 году под «Евро-4». Зимой 2013 года была представлена версия ГАЗ 33098 с передовым дизельным мотором «ЯМЗ 5342.10», соответствующим «Евро-4». Выпуск модели осуществляется и в настоящее время.

Семейство ГАЗ 3309 включает множество модификаций:

  • ГАЗ 33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
  • ГАЗ 33091 – удлиненная вариация с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
  • ГАЗ 33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей вместить до 7 человек. Модель комплектуется турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 и обычно используется для установки специальных надстроек;
  • ГАЗ 33094 – удлиненный вариант, используемый в качестве базы для автобуса КАвЗ 397650;
  • ГАЗ 33096 – бортовое шасси с мотором Cummins ISF 3.8L;
  • ГАЗ 33098 – бортовое шасси с турбодизелем ЯМЗ-5344.

ГАЗ 3309 считается одним из наиболее удачных продуктов Горьковского автозавода. Сфера применения стандартного исполнения – перевозка грузов различных категорий по дорогам с твердым покрытием. Модель имеет практически оптимальное сочетание цены и качества, что и обуславливает стабильной спрос на нее. В эксплуатации автомобиль является одним из наиболее экономичных, а характеристики выносливости и производительности порадуют любого владельца. Также ГАЗ 3309 адаптирован для использования в российских условиях. На базе шасси производятся различные вариации техники (мусоровозы, автофургоны, автоцистерны, самосвалы, манипуляторы и другие), что добавляет семейству популярности.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6550 мм;
  • ширина – 2380 мм;
  • высота – 2350 мм;
  • колесная база – 3770 мм;
  • дорожный просвет – 265 мм;
  • передняя колея – 1630 мм;
  • задняя колея – 1690 мм.

Снаряженная масса автомобиля составляет 4150 кг, полная масса – 6540 кг. В загруженном состоянии машина способна разгоняться до 90 км/час.

Средний расход топлива составляет 19,6 л/100 км. Топливный бак вмещает 105 л горючего.

Двигатель

В настоящее время ГАЗ 3309 предлагается с 3 вариантами силовых установок:

  1. агрегат ММЗ Д-245.7Е4 (производство – Белоруссия). 4-тактный рядный дизель имеет охлаждение наддувочного воздуха, непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Он соответствует экологическому классу «Евро-4». Характеристики мотора: рабочий объем – 4,75 л, номинальная мощность – 92,2 (125,4) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17. Агрегат имеет массу 430 кг. Удельный расход топлива ММЗ Д-245.7Е4 – 154 г/л.с. в час;
  2. двигатель ЯМЗ 5344 (производитель – Ярославский моторный завод). 4-тактный рядный мотор с непосредственным впрыском имеет охладитель наддувочного воздуха, турбонаддув и жидкостное охлаждение. Агрегат отвечает нормам «Евро-4». Характеристики двигателя: рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 99 (134,5) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17,5. Масса установки – 460 кг, удельный расход топлива – 145 г/л.с. в час. Опционально мотор оснащается предпусковым подогревателем;
  3. мотор Cummins ISF 3.8L. 4-тактный дизельный агрегат оборудован турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Пуск двигателя без проблем осуществляется даже при минусовых температурах за счет наличия предпускового подогревателя. Характеристики мотора: рабочий объем – 3,76 л, номинальная мощность – 112 (152,3) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 491 Нм, степень сжатия – 17,2. Агрегат соответствует экологическому классу «Евро-4».

Устройство

Автомобиль получил рамную конструкцию с дополнительным усилением. Грузовик комплектовался колесами с шинами 8.25 R20, защищенными от толчков при большой нагрузке на раму 4 продольными рессорами, формой напоминающими полуэллипс. В передней части автомобиля располагались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, в задней части – дополнительные продольные рессоры. Все исполнения получили исключительно привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески.

Грузовик оборудовали 2-контурной тормозной системой с гидравлическим приводом с вакуумным ресивером для каждого контура. В ее состав также вошли гидравлический привод, барабанные тормозные механизмы и гидровакуумный усилитель. Уже в базовой вариации модель оснащалась антиблокировочной системой ABS, улучшающей эффективность торможения. При отказе одного контура другой служил в качестве запасного.

Линейка трансмиссий ГАЗ 3309 состояла всего из одной модели. За 20 лет существования она заметных изменений не претерпела. Автомобиль получил 5-ступенчатую механическую коробку передач. Причем на рычаге КП схемы переключения скоростей не было, ее изобразили в центре передней панели (небольшая наклейка). Для данной модели использовали однодисковое постоянно замкнутое сцепление сухого трения с диафрагменной пружиной.

ГАЗ 3309 оборудовали раздельным гидроусилителем, обеспечивающим максимальный комфорт вождения. При создании механизма рулевого управления применяли схему «винт – шариковая гайка», состоящую из следующих элементов: рулевой колонки, поперечной и продольной рулевой тяги, винта с шариковой гайкой и карданных валов.

Электрооборудование грузовика состояло из однопроводной системы с минусом на корпусе автомобиля. В него входили аккумуляторная батарея, замок зажигания, устройство для выработки энергии, стеклоочиститель, стартер и фары.

ГАЗ 3309 сохранил классическую кабину, характерную для автомобилей Горьковского автозавода. Изменения в ее конструкции были незначительными. Грузовик получил продолговатый капот, фирменный стальной бампер и круглые фары. Недостатки предшественников были свойственны и данной технике. Главной проблемой считалось плохое лакокрасочное покрытие (особенно в области крыльев). Это приводило к быстрой коррозии элементов и их последующей замене или доработке. Салон ГАЗ 3309 получился совершенно стандартным с множеством пластиковых элементов. Спидометр, бардачок и тахометр сохранились от прошлой модели. Особенностью модели была тканевая обивка дверей. Также улучшились показатели шумо- и виброизоляции, что создало более комфортные условия передвижения. Массивный бампер выдерживал большое усилие и выделялся повышенной прочностью. Кабина получила удобные кресла с мягкой обивкой, высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и 3-точечными ремнями безопасности. В ней свободно размещались 2 человека. У водительского кресла также была горизонтальная и вертикальная регулировка. На передней панели появились круглые приборы и большие элементы управления. В целом, салон оказался выполнен в предельно простом стиле.

У автомобиля ГАЗ 3309 было немало слабых мест:

  • наибольшие трудности вызывает рама. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в границах города, потому повышенные нагрузки на ней сказываются губительно;
  • задний мост также сильно подвержен износу;
  • отсутствие амортизаторов создает серьезный дискомфорт при движении;
  • устарелая конструкция;
  • большие габариты;
  • значительный расход топлива.

Переоборудование в самосвал

Стоимость

Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели ГАЗ 3309 в версии фургон. Здесь стоимость базовой версии в зависимости от размеров кузова составляет от 1,396 до 1,462 миллионов рублей. Бортовой вариант предлагается дешевле – от 1,27 миллиона рублей.

На рынке б/у автомобилей довольно много моделей ГАЗ 3309. Ценники здесь зависят от состояния и года выпуска. Модели 2004-2005 года обойдутся в 180000-280000 рублей, 2009-2010 года – в 490000-600000 рублей, 2014-2015 года – в 1,050-1,2 миллиона рублей.

Аналоги

К аналогам ГАЗ 3309 можно отнести ЗИЛ 4331 и ГАЗ 3307.

4.3 / 5 ( 3 votes )

ГАЗ-3309 является популярным бортовым грузовиком, который выпускается группой Горьковского автомобильного завода, начиная с 1994 года. За все годы производства машина подвергалась некоторым усовершенствованиям, которые касались и получения современных экономичных силовых агрегатов, какие соответствовали стандартам по экологии Euro-4.

Конечно, грузовой автомобиль не имеет прекрасных качеств проходимости и рассчитывается на использование в городских чертах, либо для грузовых перевозок по дорожному полотну с твердым покрытием в сельских местностях. Весь .

История автомобиля

Как мы уже говорили, «Газон» 3309 увидел свет, начиная с 1994 года, а значит, его относят к четвертому семейству среднетоннажных грузовых автомобилей Горьковского автомобильного завода.

Дебютные машины этого индекса обладали наличием силового агрегата с 4 цилиндрами, который работал на дизельном топливе. Вдобавок ко всему, двигатель оснащался системой турбонаддува и выдавал мощность в 116 лошадиных сил. Объем мотора равнялся 4.15 литра.

Спустя еще какое-то время, 3309 стали производить еще с одним мотором, функционирующем на дизельном топливе, который также оснащался системой турбонаддува, но имел уже шесть цилиндров и выдавал целых 150 лошадей.

Однако? через три года (в 1997-м) производство подобных грузовиков было остановлено. Связывали это с тем, что ГАЗ-3309 считали не выгодным по экономическим соображениям.

Вслед за тем, как Горьковское предприятие стали перестраивать, руководство приняло решение по усовершенствованию кабины. В результате, кабину «Газона» ощутимо изменили и начали разрабатывать дизельный силовой агрегат для автомобиля.

Благодаря дизельному мотору получилось получить больше мощности при понижении потребления горючего. Но дабы сделать дизельный силовой агрегат, технологический состав изрядно потрудился.

Во время разработок компания закупала немалое число новеньких станков и стендов. Они служили плацдармом для тестов двигателя сравнивая их с бензиновыми вариациями. Когда шел технологический прорыв разработали дизельную установку, какая получила систему турбонаддува.

Благодаря такому сильному мотору автомобиль мог достаточно бодренько перевозить большегрузный грузовик. Вслед за внесением перемен во внешнем виде кабины конструкторы решили обратить внимание на внутренние составляющие 3309. Еще при старте 1980-х многочисленные узлы агрегатов переделали, какие были установлены в машине.

А при помощи множества модификаций, какие затронули подвеску, кузов, двигатель и трансмиссию, машина стала более дешевой, однако смогла повысить свой коэффициент полезного действия.

Кроме этого, ремонтирование, вместе с обслуживанием машины, тоже стали намного проще при помощи применения меньшего числа деталей. Вдобавок ко всему, благодаря их уменьшению, сократилось число вероятных поломок различных узлов.

После 2001 года Горьковский автомобильный завод начал закупать силовые агрегаты у Минского предприятия, которое выпускает двигатели. С данного момента было начато новое возрождение модели, на какую стали монтировать моторы на дизельном топливе ММЗ Д-245.7.

Еще через 5 лет (2006 год) на «Газон» стали ставить дизельные силовые агрегаты, которые отвечают европейский экологическим нормам Euro-2. Спустя два года, моторы смогли уже подогнать под рамки Euro-3.

Также заводом предусмотрена установка, по желанию, предпускового подогревателя, который на территории Российской Федерации очень необходим. Если говорить про эксплуатацию машины, то ГАЗ-3309 принято считать одним из самых экономичных грузовых моделей.

Кроме этого, показатели эффективности вместе с выносливостью грузовика смогут порадовать покупателя. Среднетоннажный грузовик получил прекрасные параметры в техническом плане, а также наличие мощного и надежного агрегата, который прекрасно подойдет для наших дорог.

Самыми тяжелыми временами для ГАЗ-3309 являются месяца 1998 года. Как раз тогда потребность в отечественных грузовиках упала до рекордно низкого уровня. Это произошло из-за развала колхозов, под какие и проектировали данную машину.

1999 год послужил переломным для грузовика. Его техническая составляющая была намного улучшена при помощи внедрения минского силового агрегата ММЗ Д-245.7. Последний мотор обладал низким расходом горючего и выделялся хорошей производительностью.

Подобный двигатель ставили на транспортные средства ЗИЛ « » и ГАЗ-3309 самосвал. Силовой агрегат минского моторного завода являлся самым известным в Российской Федерации. Его смогли за короткое время полюбить, благодаря его хорошей ремонтопригодности, мощности и поразительно низкому расходу горючего.

Недорогими получились и запчасти. Ремонтировать транспортное средство можно было даже в «полевых» условиях. Последнее усовершенствование было произведено в 2000-х годах, когда горьковским инженерам удалось адаптировать минский двигатель под экологические стандарты Euro-2. Но к завершению 2000-х выпуск транспортных средств резко упал. Почему?

Есть несколько причин. Одна из них – это наличие устаревшей конструкции. Модель производится на протяжении 20 лет, и форма кабины вместе с кузовом, вообще не менялась. Также немаловажно и то, что грузовой автомобиль по своему типажу вообще не годится для нынешнего рынка перевозок.

В подобном русле у Горьковского автомобильного завода удачной моделью получилась « ». Вдобавок ко всему, у машины достаточно низкий уровень комфортабельности для водителя и пассажира. Понятно, что в 1980-х годах об этом мало кто думал, но сегодня уже не 80-е года, и уровень комфорта играет одну из важнейших ролей при выборе грузовой машины.

Сегодня существует немало модификаций данного автомобиля, среди которых есть бензовоз ГАЗ 3309, ГАЗ 3309 фургон, который применяется для перевозки различных материалов.

Внешний вид

Если говорить об экстерьере ГАЗ-3309, то дизельную вариацию от бензиновой почти не возможно отличить. Они рознятся, разве что, наличием трубы-воздухозаборника, которая проходит вдоль капота и оконной стойки кабины.

При помощи подобного элемента дизельная машина могла проезжать самые глубокие водные преграды, ибо воздух к силовому агрегату поступал как раз из подобной трубы, какая располагалась на высоте в 2 метра. Вдобавок, не стоит забывать про большие колеса и немаленькую высоту дорожного просвета.

По фото можно заметить, что по нынешним стандартам у грузовика есть достаточная аскетичная внешность. Но, по словам многих водителей, для грузового автомобиля самое важное — его показатели в технологическом плане, ведь когда грузовик приносит хорошую прибыль, то его внешность уходит на 2-й план.


Бензиновая модификация грузовика

Преемник 53-ей модели получил почти ничем не измененную конструкцию кабины. Грузовик обладает все теми же круглыми фарами, узнаваемым стальным бампером, продолговатым капотом и классической металлической подножкой, какая облегчает попадание шофера в салон. Исходя из отзывов, у конструкции кабины грузовика было много недоработок.

Например, часто грешили на крылья, какие почти всегда ржавели. В результате им требовалась обработка шпаклевкой либо накладывание новых стальных листов поверх испорченного коррозией металла.

Однако, сам бампер, как раньше, довольно массивный и прочный. При помощи немалой толщины металла он может выдерживать усилия до нескольких тонн.

Шофер может, не переживая, закрепить трос за одно из двух отверстий в бампере и достать автомобиль из практически любого болота на буксире. Хотя, стоит признаться, что дизельная вариация «Газона» почти не позволяла ему застревать даже в самой глубокой и рельефной местности, поэтому часто буксировка просто не требовалась.

Как и все остальные нынешние грузовые автомобили, производством каких занимается Горьковский автомобильный завод, «бортовик» приобрел наличие цельнометаллической кабины, где есть простой дизайн внешности.

Более того, в нем есть прямые контуры с резкими гранями, которые разбавляются круглой оптикой, противоударным бампером вместе с массивной радиаторной решеткой. Кабина получила пару дверей с довольно широким проемом. Также есть наличие крупного остекления, которое обеспечивает легкий подход к моторному отделению по трем направлениям.

Салон кабины

При сравнении салона 53-й модели и 3309, то последний ощутимо набрал в удобстве и дизайне. Важнейшее отличие находится в том, что были использованы пластиковые детали. Кроме этого, салон 53-й модели обладал предпочтительно металлическими элементами, куда можно отнести и саму приборную панель.

Все, что касается спидометра, тахометра и других информационных деталей, то они были оставлены в прежней стилистике. Бардачок был сделан с крышкой из пластика. Тонкое рулевое колесо на ГАЗ-3309 представлено двухсписцевым, и, как и ранее, получило весьма массивный диаметр.

Не будет лишним заметить, что модели с дизельным силовым агрегатом комплектовались гидравлическим усилителем рулевого колеса. По тем временам, гидроусилитель считали роскошной опцией и ее устанавливали только на 66-й «Газон» и многотоннажные КамАЗы. Из «удобств» кабину конструкторский состав оснастил только крючками для одежды, солнцезащитными козырьками и отопителем.

Благодаря тому, что конструкторы убрали второе пассажирское сидение, внутри ГАЗ-3309 стало намного больше свободного пространства, которого очень не хватало у предшественника.

Внутренний салонный пол получился ровным, как впрочем, и у предшественника — ГАЗ-53. К другим изменениям можно отнести наличие новой компоновкой сидений, которые заменили один сплошной широкий «диван». Уже в салоне есть отдельное водительское и одно пассажирское сидение.

Не будет лишним добавить, что водительское сидение теперь подрессорено и получило комплектацию отдельного регулирования спинки механическим способом. Оба сидения получили высокую спинку, мягкую тканевую обивку и имитацию боковой поддержки, а также имеют поддержку трехточечными ремнями безопасности.

Вместительность интерьера уменьшили, ибо в прошлой модели возле водителя могли сидеть двое пассажиров. Однако тут появились и свои преимущества: из-за отсутствия одного сиденья внутри можно увидеть больше свободного места.

К прочим изменениям можно отнести новую тканевую обивку на дверных картах, где есть большой кармашек для вещей. Судя по фото, которые можно наблюдать в этой статье, салон грузовика выполнялся в стилистике 1980-х годов.

Многие конструкции деталей, в большей степени, угловатые, из-за чего интерьер автомобиля по нынешним стандартам кажется морально староватым. Последнее и самое главное усовершенствование кабины позволило конструкторам установить термовую и шумовую изоляцию, какой в 53-й модели даже и не предвиделось.

Теперь в салоне было намного меньше слышно посторонние звуки и шумы от работы силового агрегата. В прохладное время кабина не с такой скоростью промерзала. Но все же, мощности печки не хватало, дабы обогреть интерьер в холодные дни. Отзывы владельцев это только подтверждают.

Технические характеристики

Силовой агрегат

«Газон» 3309 шел вместе с несколькими вариациями силовых установок. Самым распространенным был ММЗ Д-245.7Е4. Он представлял четырехцилиндровый четырехтактный рядный двигатель, функционирующий на дизельном топливе, который имел жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск горючего, охладитель надувочного воздуха и турбонаддув.

Такой силовой агрегат мог соответствовать европейским экологическим нормам Euro-4. Его объем составлял 4.75 литра, что позволяло ему выдавать 125.4 лошадиные силы. Весил данный двигатель порядка 430 килограмм. На 100 километров двигатель потребляет около 14.5 литров при скоростном режиме 60 км/ч.

Немного позже на автомобили грузового типа стали устанавливать ЯМЗ-5344, который производили на моторном предприятии в городе Ярославль. В конструкционном решении он был почти схож с 4.75-литровым мотором, упомянутым выше, но рознился собственными техническими параметрами.

ЯМЗ-5344 являлся 4.43-литровым 134.5-сильным двигателем, степень сжатия какого составляла солидные 17.5. В качестве отдельной опции можно было установить предпусковой подогреватель. Ярославский силовой агрегат потребляет при скоростном режиме 60 км/ч около 15.5 литров на 100 километров.


Двигатель ЯМЗ-5344

Еще «Газон» оснащали дизельным мотором австрийского производства, у какого было рядное расположение цилиндров и была воздушная система охлаждения. Это был 3.2-литровый двигатель, который выдавал порядка 150 лошадей.

Главным недостатком подобного силового агрегата являлась плохая ремонтопригодность. Вслед за проработанными 200 000 км моторы не подлежали капремонту.

Трансмиссия

Все два мотора были синхронизированы вместе с единственной 5-скоростной механической синхронизированной коробкой переключения передач, где было постоянное зацепление шестерен и однодисковое фрикционное сухое сцепление, которое имеет гидропривод управления.

Ведущий задний мост снабдили коническим шестеренчатым дифференциалом. Интересно, что схему работы механической коробкой передач нарисовали не на рычаге переключателя, а на передней панели (в центре, в виде небольшой наклейки).

Подвеска

Все модификации, вместе с комплектациями, получили заднеприводную компоновку, а сама машина была построена на прочной рамной базе, где были зависимые рессорные подвески впереди и сзади.

Последние основаны на продольных полуэллиптических рессорах, какие впереди дополняются наличием гидравлических телескопических амортизаторов двухстороннего функционирования.

Тормозная система

Грузовой автомобиль получил наличие двухконтурной тормозной системы, где был гидравлический привод, гидровакуумный усилитель, барабанные механизмы и вакуумный ресивер в каждом контуре.

Сегодня даже базовая версия ГАЗ-3309 имеет наличие антиблокировочной тормозной системы ABS.

Рулевое управление

Оно представлено типом «винт-шариковая гайка» и дополняется гидравлическим усилителем рулевого колеса, что существенно облегчает управление машиной. Полный каталог технических характеристик ГАЗ 3309 дизель можно найти на официальном сайте.

Технические характеристики
Модель
Габаритные размеры, мм
Длина 6435/6330
Ширина 2180
Высота 2350 (2905)
Колёсная база (мм) 3770
Допустимая полная масса (кг) 8180
Снаряженная масса (кг) 3530/3200
Двигатель
Модель ММЗ Д-245.7
Описание Рядный 4-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива.
Рабочий объем, л 4,75
Мощность, л. с. (кВт)/об/мин 117,2 (86,2)/2400
Макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м)/об/мин 42,1 (413)/1500
Шасси
Колеса (ширина) 6,ОБ-20 (2,25 R20)
Трансмиссия Пятиступенчатая механическая синхронизированная
Объем топливного бака, л 105

Стоимость и комплектация

Ценовая политика компании определяется, важнейшим образом тем, какая у автомобиля модификация. Но невзирая на все это, средний показатель ценников на эту машину является достаточно демократичным.

Автомобили производства 1996-1998 годов можно купить от 70 000 до 100 000 рублей. Чем новее будет транспортное средство, тем оно будет дороже. Грузовики 2008-2010 годов можно будет приобрести от 350 000 до 450 000 руб. Также можно арендовать ГАЗ-3309, стоить это будет порядка 650-750 руб. за каждый час.

Благодаря удачной платформе и небольшим габаритам, ГАЗ-3309 успешно применяется в различных отраслях. Автомобиль имеет неплохой запас мощности и небольшое потребление топлива.

Базовая комплектация среднетоннажного грузовика может похвастаться наличием 20-дюймовых стальных колесных дисков, галогеновой оптики, заднего противотуманного фонаря, 4 АКБ 6СТ-55А и отопителя салона.

Заводской ценник на автомобиль начинается от 870 000 рублей. Каталог моделей можно открыть на официальном сайте.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошая проходимость;
  • Неплохая высота дорожного просвета;
  • Отсутствуют проблемы с покупкой запчастей и деталей;
  • Хорошая ремонтопригодность;
  • Небольшая стоимость грузовика;
  • Есть различные модификации автомобиля;
  • Небольшие габариты;
  • Создавалась для сельской местности;
  • Неприхотливое транспортное средство;
  • Интуитивно понятное управление;
  • Удобные сидения;
  • Информативная приборная панель;
  • Вполне мощный силовой агрегат;
  • Не боится перегрузов;
  • В качестве отдельной опции есть предпусковой подогреватель;
  • Гидравлический усилитель рулевого колеса;
  • Свободного пространства внутри кабины стало больше по сравнению с предшественником;
  • Небольшое потребление топлива;
  • Применяется в различных отраслях;
  • Водительское сидение имеет механические регулировки;
  • Хорошая обзорность;
  • Ремни безопасности.

Минусы машины

  • Устаревший дизайн кабины и кузова;
  • Уровень комфортабельности еще сильно уступает зарубежным вариантам;
  • Металлические элементы начинают быстро ржаветь;
  • Только одно пассажирское сидение;
  • Качество применяемых материалов интерьера;
  • Часто необходимо менять сцепление и детали ходовой части.

Автомобиль ГАЗ-3307. Выпускается Горьковским автозаводом с 1990 г. Кузов — деревянная платформа с тремя откидными бортами — боковыми и задним. На ГАЗ-3307 предусмотрена установка на продольных бортах навесных поперечных скамеек, надставных бортов, дуг и тента.
Кабина — двухместная, расположена за двигателем, на ГАЗ-3307 по сравнению с ГАЗ-53-12 кабина имеет увеличенные размеры, улучшенные обзорность, термошумоизоляцию. Сиденье водителя — подрессорное, регулируется по весу водителя, длине, наклону подушки и спинки.

Модификации автомобиля ГАЗ-3307:

- ГАЗ-330701 — исполнение "ХЛ" для холодного климата;
- экспортные — ГАЗ-330706 — для стран с умеренным климатом и ГАЗ-330707 — для стран с тропическим климатом;
- ГАЗ-33073 — грузопассажирское такси;
- ГАЗ-33075 и ГАЗ-33076 — газобаллонные, работающие соответственно на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) и сжатом природном газе;
- ГАЗ-33072 — шасси для самосвалов;
- ГАЗ-33074 — шасси для автобусов;
- ГАЗ-3307 — шасси для специализированных автомобилей.

Грузоподъемность, кг — 4500

Снаряженная масса, кг — 3200
В том числе:
на переднюю ось, кг — 1435
на заднюю ось, кг — 1765

Полная масса, кг — 7850
В том числе:
на переднюю ось, кг — 1875
на заднюю ось, кг — 5975

Допустимая масса прицепа:
с инерционно-гидравлическим приводом тормозов, кг — 3500
не оборудованного тормозной системой, кг — 750

Максимальная скорость автомобиля, км/ч — 90
То же, автопоезда, км/ч — 80
Минимальная устойчивая скорость на низшей передаче, км/ч — 5-6
Время разгона автомобилей до 60 км/ч, с — 32

Максимальная преодолеваемый подъем автомобилями — 25%
То же, автопоездом — 18%
Выбег автомобилей с 50 км/ч, м — 660
Тормозной путь автомобилей с 50 км/ч, м — 25

Контрольный расход топлива автомобилей: л/100 км:
при 60 км/ч, л — 19,6
при 80 км/ч, л — 26,4

Радиус поворота:
по внешнему колесу, м — 8
Габаритный, м — 9

Двигатель

Модификация ЗМЗ-53-1 1, бензиновый, V-образный (900), 8 цил., 92x80 мм, 4,25 л,
степень сжатия — 7,6,
порядок работы — 1-5-4-2-6-3-7-8,
мощность 88.5 кВт (120 л.с.) при 3200 об/мин,
крутящий момент — 284,5 (29 кгс·м) при 2000-2500 об/мин,
карбюратор — К-135,
воздушный фильтр — инерционно-масляный.
Предусмотрена установка предпускового подогревателя ПЖБ-1 2 тепло производительностью 10400 ккал/ч (мощность 1 2 кВт).

Трансмиссия

Сцепление — однодисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — гидравлический.
Коробка передач — 4-ступ., передаточные числа: I — 6,55; II — 3,09; III — 1,71; IV — 1,0; ЗХ — 7,77.
Карданная передача — из двух валов с промежуточной опорой.
Главная передача — одинарная гипоидная, передаточное число — 6,17.

Колеса и шины

Колеса — дисковые, обод. 6.0Б-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках.
Шины — 8.25R20 (240R508) моделей У-2 (К-84) или К-55А, давление в шинах передних колес — 4,5 кгс/см 2 ; задних — 6,3 кгс/см 2 .
Число колес — 6+1

Подвеска

Зависимая: передняя — на полуэллиптических рессорах с амортизаторами; задние — на полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами; концы коренных листов всех рессор установлены в резиновых подушках опорных кронштейнов.

Тормоза

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами диаметр 380 мм, ширина передних накладок — 80 мм, задних — 100 мм, двухконтурным гидравлическим приводом (раздельный по осям), гидровакуумным усилителем.
Стояночный тормоз — трансмиссионный барабанный (диаметр 220 мм, ширина накладок 60 мм), с механическим приводом.
Запасной тормоз — любой из контуров рабочей тормозной системы.

Рулевое управление

Рулевой механизм — глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число — 21,3.

Электрооборудование

Напряжение — 12 В
аккумуляторная батарея — 6СТ-75
генератор — Г250-Г2
регулятор напряжения — 222.3702
стартер — 230-А1
катушка зажигания — Б114-Б (Б116)
коммутатор зажиганий — ТК102А (13.3734 или 13.3734-01)
добавочный резистор — СЭ107 (14.3729)1
распределитель (датчик-распределитель) — Р133-Б (24.3706)
свечи зажигания — A11-30. Топливный бак 105 л
бензин А-76;
система охлаждения (с подогревателем), л — 23
вода или тосол — А40, тосол — А65
система смазки двигателя, л — 10
всесезонно М-8В или М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В). при температуре ниже −20°С масло АСЗп-6 (М-4з/БВ,), (заменитель — всесезонно АСЗп-10)
коробка передач — 3,0 л. всесезонно ТАП-1 5в. при температурах ниже −25°С масло ТСп-10 или ТСз-9гип (заменитель — всесезонно) ТСп-15K, при температурах ниже −30°С смесь ТСп-15К с 10-15% диз. топлива 3 или А);
картер главной передачи — 8,2 л всесезонно ТСп-14гип, при температурах ниже −35°С ТСз-9гип (заменитель — при температуре ниже −35°С смесь масла ТСп-14гни с 10-15% диз. топлива 3 или А);
картер рулевого механизма — 0,6 л, то же, что для коробки передач;
амортизаторы 2x0,41 л, амортизаторная жидкость АЖ-1 2Т (заменитель — масло веретенное АУ);
гидроприводы тормозов и выключения сцепления — соответственно — 1,35 и 0,25 л, тормозная жидкость "Томь" (заменитель — "Нева");
бачок омывателя ветрового стекла — 1,5 л. жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов, кг

Двигатель со сцеплением и коробкой передач — 330
коробка передач — 56
карданный вал — 25.5
передний мост — 138 (158)
задний мост — 270
кузов — 545
кабина в сборе — 246 (352)
колесо с шиной — 84
рессоры: передняя — 27, задняя — 61, дополнительная — 16
радиатор — 25
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: